Письмо Минфина России от 20.03.2012 N 03-01-18/2-34

При определении соответствия цены, примененной в контролируемой сделке, рыночной цене приоритетным является метод сопоставимых рыночных цен. Если общедоступная информация о ценах в сопоставимых сделках отсутствует, то используется метод, который позволяет наиболее обоснованно сделать вывод о соответствии (или несоответствии) примененной цены рыночной.

Вопрос: Физлицо является собственником нежилых помещений, переданных в аренду кредитной организации для размещения головного офиса банка. Кроме того, физлицо владеет 49% доли в уставном капитале данного банка.

Каким образом в соответствии с "гл. 14.2" НК РФ физлицо может определить соответствие величины арендной платы за принадлежащее ему имущество, установленной договором аренды, рыночной цене сделок, признаваемых сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми?

При этом необходимо учитывать, что переданное в аренду здание уникально: имеются помещения банковского хранилища, проведены коммуникационные сети, необходимые для бесперебойного функционирования кредитного учреждения, и др. Аналогичные или сопоставимые объекты на рынке арендных услуг отсутствуют.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 20 марта 2012 г. N 03-01-18/2-34

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу применения "ст. 105.7" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает.

Для определения соответствия цены, примененной в контролируемой сделке, рыночной цене могут использоваться методы, указанные в "п. 1 ст. 105.7" Кодекса. При этом допускается использование комбинации двух и более методов, предусмотренных "п. 1 указанной статьи".

Согласно "п. 3 ст. 105.7" Кодекса метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным для определения для целей налогообложения соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам, если иное не предусмотрено "п. 2 ст. 105.10" Кодекса. Применение иных методов, указанных в "пп. 2" - "5 п. 1 указанной статьи", допускается в случае, если применение метода сопоставимых рыночных цен невозможно либо если его применение не позволяет обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цен, примененных в сделках, рыночным ценам для целей налогообложения.

Метод сопоставимых рыночных цен используется для определения соответствия цены, примененной в контролируемой сделке, рыночной цене в порядке, установленном "ст. 105.9" Кодекса, при наличии на соответствующем рынке товаров (работ, услуг) хотя бы одной сопоставимой сделки, предметом которой являются идентичные (при их отсутствии - однородные) товары (работы, услуги), а также при наличии достаточной информации о такой сделке.

В соответствии с "п. 4 ст. 105.7" Кодекса при отсутствии общедоступной информации о ценах в сопоставимых сделках с идентичными (однородными) товарами (работами, услугами) для целей определения полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами используется один из методов, указанных в "пп. 2" - "5 п. 1 указанной статьи".

Если иное не предусмотрено гл. 14.3 Кодекса, используется тот метод, который с учетом фактических обстоятельств и условий контролируемой сделки позволяет наиболее обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цены, примененной в сделке, рыночным ценам.

Одновременно сообщается, что согласно "п. 9.20" Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 23.03.2005 N 45н, в Минфине России не рассматриваются вопросы, относящиеся к правоприменительной практике.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

20.03.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).