Письмо Минфина России от 20.03.2012 N 03-03-06/1/136

Если налогоплательщик получает средства целевого финансирования и расходует их в рамках инвестиционного договора, то указанные затраты не учитываются в целях налога на прибыль. При переквалификации инвестиционного договора в договор купли-продажи средства, полученные на строительство объекта, признаются предоплатой, а расходы на его создание включаются в первоначальную стоимость амортизируемого имущества.

Вопрос: ЗАО, являясь заказчиком и застройщиком, осуществляет строительство учебного корпуса подрядным способом с привлечением двух инвесторов, с которыми были заключены инвестиционные договоры. Средства, полученные от инвесторов, считались средствами целевого назначения, а не предварительной оплатой. Передача строительного объекта инвестору после окончания строительства и ввода в эксплуатацию не считалась доходом от реализации.

В каком порядке для целей исчисления налога на прибыль ЗАО следует учитывать доходы и расходы в рамках инвестиционного договора с последующей его переквалификацией в договор купли-продажи объекта недвижимости в порядке, предусмотренном "пп. 3 п. 2 ст. 45" НК РФ?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 20 марта 2012 г. N 03-03-06/1/136

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета доходов и расходов в рамках инвестиционного договора с последующей его переквалификацией в договор купли-продажи объекта недвижимости для целей налогообложения прибыли и сообщает следующее.

В соответствии с "пп. 14 п. 1 ст. 251" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) к средствам целевого финансирования, не учитываемым в составе доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, относится в том числе имущество, полученное в виде аккумулированных на счетах организации-застройщика средств дольщиков и (или) инвесторов.

Налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Расходы, произведенные в рамках целевого финансирования, в составе расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются.

Из письма следует, что предполагается переквалификация инвестиционного договора в договор купли-продажи объекта недвижимости, следовательно, средства, полученные на строительство объекта недвижимости, приобретут статус предварительной оплаты.

В соответствии с "п. 5 ст. 270" НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются расходы по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества, а также расходы, осуществленные в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств.

Расходы капитального характера формируют первоначальную стоимость объекта строительства.

Согласно "пп. 1 п. 1 ст. 268" НК РФ при реализации амортизируемого имущества налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на остаточную стоимость амортизируемого имущества, определяемую в соответствии с "п. 1 ст. 257" НК РФ.

Остаточная стоимость основных средств, введенных в эксплуатацию после вступления в силу "гл. 25" НК РФ, определяется как разница между их первоначальной стоимостью и суммой начисленной за период эксплуатации амортизации.

При этом, по мнению Департамента, у организации - продавца недвижимого имущества возникает обязанность по уплате налога на прибыль организаций с момента передачи объекта недвижимости покупателю по акту приема-передачи и подачи документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним вне зависимости от даты регистрации указанных прав.

Одновременно сообщаем, что в соответствии с "п. 11.4" Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 N 45н, в Министерстве не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

20.03.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).