Письмо Минфина России от 19.03.2012 N 03-01-18/2-32

Если сделка не соответствует критериям, установленным для признания ее контролируемой, налогоплательщик не обязан уведомлять инспекцию о заключении такой сделки.

Вопрос: Об отсутствии оснований для применения "ст. 105.16" НК РФ в отношении сделок, которые не признаются контролируемыми в соответствии со "ст. 105.14" НК РФ.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 19 марта 2012 г. N 03-01-18/2-32

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу применения "ст. 105.16" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает.

Согласно "ст. 105.16" Кодекса налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках. Таким образом, если сделка не является контролируемой, то представления уведомления в отношении этой сделки не требуется. При этом условия признания сделок контролируемыми определены "ст. 105.14" Кодекса.

Вместе с тем Федеральный "закон" от 18.07.2011 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" (далее - Закон N 227-ФЗ) устанавливает ряд переходных положений, определяющих особенности применения отдельных положений разд. V.1 Кодекса, в том числе "ст. ст. 105.14" и "105.16" Кодекса, в 2012 г.

Так, при признании контролируемыми сделок, указанных в "пп. 1 п. 2 ст. 105.14" Кодекса, "п. 3 ст. 4" Закона N 227-ФЗ предусмотрено применение суммового критерия, который в 2012 г. составляет 3 млрд руб.

При этом "п. 7 ст. 4" Закона N 227-ФЗ определено, что требование об уведомлении налоговых органов о совершенных налогоплательщиками контролируемых сделках в соответствии со "ст. 105.16" Кодекса применяется в 2012 г. только в случае, если сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным налогоплательщиком в календарном году с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок), превысит 100 млн руб.

Таким образом, если сделка не признается контролируемой в соответствии со "ст. 105.14" Кодекса (например, в случае когда сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок), указанным в "пп. 1 п. 2 ст. 105.14" Кодекса, в 2012 г. не превышает 3 млрд руб. либо по каким-либо иным основаниям), положения "ст. 105.16" Кодекса в отношении таких сделок не применяются.

Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Р.А.СААКЯН

19.03.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).