Письмо ФНС России от 11.03.2012 N АС-4-2/4018

Разъяснен порядок выемки документов организации в ходе выездной налоговой проверки.

Вопрос: О порядке выемки документов и предметов проверяемой организации в ходе проведения должностными лицами налоговых органов выездной налоговой проверки.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 11 марта 2012 г. N АС-4-2/4018

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение ОАО (далее - общество) о проведении проверки действий межрайонной ИФНС России по области (далее - инспекция), связанных с выемкой документов общества, и сообщает следующее.

Согласно информации, представленной управлением ФНС России по области (далее - управление), выездная налоговая проверка общества была назначена на основании решения инспекции.

В ходе проведения данной проверки инспекцией в адрес налогоплательщика неоднократно направлялись требования о предоставлении документов, необходимых налоговому органу.

Однако обществом данные документы либо не были представлены, либо были представлены в копиях, не заверенных надлежащим образом.

Более того, в результате проведенных мероприятий налогового контроля были выявлены несоответствия представленных обществом для проверки документов требованиям Федерального "закона" N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", а также требованиям Налогового "кодекса" Российской Федерации (далее - Кодекс).

Учитывая данные обстоятельства, инспекцией был сделан вывод о том, что представленные документы содержат недостоверные сведения, а подлинники документов могут быть уничтожены или заменены.

В соответствии с "пп. 3 п. 1 ст. 31" Кодекса налоговые органы вправе производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены.

"Пунктом 14 ст. 89" Кодекса установлено, что при наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном "ст. 94" Кодекса.

"Пунктом 8 ст. 94" Кодекса установлено, что в случаях, если для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов проверяемого лица и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинники документов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Совокупный анализ данных статей указывает на исключительность оснований для выемки документов в случае имеющихся у налогового органа доказательств, свидетельствующих о возможности уничтожения, сокрытия, изменения или замены налогоплательщиком документов после получения требования о представлении документов.

В соответствии с "п. 1 ст. 94" Кодекса выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку.

Данная "норма" не содержит указания на то, что в мотивированном постановлении должны быть обязательно указаны только конкретные документы.

При этом существует судебная практика, свидетельствующая о достаточности ссылки налогового органа на наличие оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены ("Постановление" ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.05.2008 по делу N А33-11245/2007).

Таким образом, в связи с необеспечением возможности должностных лиц инспекции, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с подлинниками документов, отказом проверяемого лица от представления заверенных надлежащим образом копий запрашиваемых документов, недостаточностью копий документов проверяемого лица для осуществления мероприятий налогового контроля, а также в связи с наличием у инспекции оснований полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены или исправлены, в ходе выездной налоговой проверки на основании постановлений инспекцией произведена выемка документов и предметов проверяемого предприятия.

Из представленной управлением информации каких-либо нарушений требований действующего законодательства при проведении выемки не усматривается.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

3 класса

С.Н.АНДРЮЩЕНКО

11.03.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).