Письмо Минфина России от 07.03.2012 N 03-05-06-01/12

При исчислении налога на имущество физических лиц инспекции руководствуются данными об инвентаризационной стоимости имущества. По вопросам нормативно-правового регулирования в сфере оценочной деятельности необходимо обращаться в Минэкономразвития России.

Вопрос: Физическое лицо полагает, что для оценки объекта недвижимости в целях налогообложения налогом на имущество физических лиц по существующей процедуре применяются четыре документа, а именно "Порядок" оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержденный Приказом Минстроя России от 04.04.1992 N 87, "Постановление" Госстроя СССР от 11.05.1983 N 94 и "Письмо" Госстроя СССР от 06.09.1990 N 14-Д, "Постановление" Правительства РФ от 04.12.2000 N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства".

Физическое лицо приобрело здание склада в 2007 г. в разрушенном состоянии и восстанавливало его в течение 3 лет. В целях налогообложения налогом на имущество физических лиц БТИ на основе инвентаризации, проведенной в 2003 г., оценивает стоимость имущества в 2009, 2010 гг. Указанная стоимость превышает рыночную стоимость имущества в 10 раз.

Возможно ли провести экспертизу методики оценки объектов недвижимости, принадлежащих физическим лицам, для целей налогообложения на предмет ее законности?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 7 марта 2012 г. N 03-05-06-01/12

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение и сообщается следующее.

Налог на имущество физических лиц, в соответствии со "ст. 5" Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", исчисляется налоговыми органами на основании данных об инвентаризационной стоимости имущества.

Определение инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений осуществляется на основании "п. 1.4" Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержденного Приказом Минстроя России от 04.04.1992 N 87 (далее - Порядок), по состоянию на 1 января каждого года на основе данных инвентаризации, проводимой в соответствии с действующим законодательством.

Согласно "п. п. 3.2", "3.2.1" Порядка определение инвентаризационной стоимости строений и сооружений для целей налогообложения осуществляется по восстановительной стоимости, уменьшенной на величину стоимостного выражения физического износа на момент оценки. Определение восстановительной стоимости строений и сооружений производится по сборникам укрупненных показателей восстановительной стоимости с ее последующим пересчетом в уровень цен 1991 г. по индексам и коэффициентам, введенным "Постановлением" Госстроя СССР от 11.05.1983 N 94 и Письмами Госстроя СССР от 06.09.1990 "N 14-Д" (по отраслям народного хозяйства) и Госстроя РСФСР от 24.09.1990 "N 15-148/6" и "N 15-149/6" (по отрасли "Жилищное хозяйство"), а затем в уровень цен года оценки по коэффициентам, утвержденным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В настоящее время вопросы, касающиеся нормативно-правового регулирования в сфере оценочной деятельности, в силу "Положения" о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, отнесены к компетенции Минэкономразвития России.

В связи с этим по изложенным в письме вопросам необходимо обращаться в Минэкономразвития России.

Кроме того, сообщается, что вопросы о законности нормативного правового акта органа государственной власти (органа местного самоуправления) рассматриваются судами в порядке, установленном "гл. 24" Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и "гл. 23" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

07.03.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).