Письмо Минфина России от 07.03.2012 N 03-11-11/70

Для целей налогообложения предприниматель, применяющий УСН, может оценивать стоимость покупных товаров исходя из стоимости первых или последних по времени приобретения, из средней стоимости или из стоимости единицы товара.

Вопрос: Основной вид деятельности индивидуального предпринимателя - оптовая торговля. Организации и ИП, применяющие УСН, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном "гл. 26.2" НК РФ. В соответствии с "п. 2 ст. 346.17" НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН, расходы по приобретению товаров учитывают по мере их реализации. Метод учета указанных расходов налогоплательщики вправе установить самостоятельно ("Письмо" Минфина России от 28.04.2006 N 03-11-04/2/94). В связи с тем что ИП при осуществлении оптовой торговли использует широкий ассортимент товара, отсутствует возможность определять покупную стоимость оплаченных и проданных товаров прямым счетом.

В "Письме" Минфина России от 28.04.2006 N 03-11-04/2/94 предложено определять стоимость оплаченных, но не реализованных товаров по формуле. При определении величины расходов по приобретению товаров, предназначенных для дальнейшей реализации, ИП использует самостоятельно разработанную методику расчета данных расходов. Суть данной методики состоит в том, что в конце каждого отчетного периода определяется: сумма оплаченного поставщику товара согласно выпискам банка за соответствующий период, сумма оплаченного покупателями товара - по данным выписок банка и кассовых отчетов за соответствующий период. Рассчитываются: К1 - величина оплаченного поставщику товара, деленная на сумму закупленного товара; К2 - величина оплаченного покупателями товара, деленная на сумму реализованного товара. Сумма приобретенного за период товара плюс остаток несписанного товара за предыдущий период умножается на Кс/с, и полученный результат принимается к расходам за соответствующий период. ИП полагает, что при использовании данной методики расчета расходов на приобретение товаров, предназначенных для дальнейшей реализации, не нарушаются требования "НК" РФ в части определения суммы данного вида расходов.

Вправе ли ИП, применяющий УСН, при определении суммы расходов на приобретение товаров использовать вышеуказанную методологию?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 7 марта 2012 г. N 03-11-11/70

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос по вопросу применения упрощенной системы налогообложения и на основании информации, изложенной в запросе, сообщает следующее.

Налогоплательщик, применяющий упрощенную систему с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, при определении объекта налогообложения в соответствии с "пп. 23 п. 1 ст. 346.16" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) уменьшает полученные доходы на расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на величину расходов, указанных в "пп. 8 п. 1 ст. 346.16" Кодекса), а также на расходы, связанные с приобретением и реализацией указанных товаров, в том числе расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке товаров.

При этом согласно "пп. 2 п. 2 ст. 346.17" Кодекса налогоплательщиком учитываются расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, - по мере реализации указанных товаров. Налогоплательщик вправе для целей налогообложения использовать один из следующих методов оценки покупных товаров: по стоимости первых по времени приобретения; по стоимости последних по времени приобретения; по средней стоимости; по стоимости единицы товара.

Расходы, непосредственно связанные с реализацией указанных товаров, в том числе расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке, учитываются в составе расходов после их фактической оплаты.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

07.03.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).