Письмо Минфина России от 05.03.2012 N 03-11-06/2/38

Разъяснен порядок применения УСН организациями, которые выдают физлицам процентные займы под залог личного движимого имущества.

Вопрос: ООО, применяющее УСН, планирует выдавать процентные займы физлицам под залог личного движимого имущества заемщиков.

Подобная деятельность не запрещена законодательством РФ.

В Общероссийском "классификаторе" видов экономической деятельности (ОКВЭД), утвержденном Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст, данный вид деятельности не поименован. При этом "подгруппа 65.22.6" "Предоставление ломбардами краткосрочных кредитов под залог движимого имущества" не подходит в данной ситуации, так как ООО не является ломбардом и планируемые условия выдачи займов существенно отличаются от критериев, установленных Федеральным "законом" от 19.07.2007 N 196-ФЗ "О ломбардах".

Какой код "ОКВЭД" необходимо применять в данном случае? Вправе ли ООО учитывать доходы от указанного вида деятельности при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 5 марта 2012 г. N 03-11-06/2/38

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает, что согласно "п. 9" Положения о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2003 N 677 "Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области", определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации, относящегося к деятельности хозяйствующего субъекта, осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

"Пунктом 10" указанного Положения установлено, что предоставление органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам информации, касающейся общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений, обеспечивают Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и Федеральная служба государственной статистики - в отношении всех общероссийских классификаторов.

При этом по вопросу об определении доходов в целях применения упрощенной системы налогообложения следует учитывать следующее.

Согласно "ст. 346.15" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, перешедшие на применение упрощенной системы налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со "ст. 249" Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со "ст. 250" Кодекса. Доходы, предусмотренные "ст. 251" Кодекса, при определении объекта налогообложения не учитываются.

В соответствии с "п. 1 ст. 249" Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, на основании "п. 6 ст. 250" Кодекса являются внереализационными доходами налогоплательщика.

Таким образом, доходы в виде процентов, полученных обществом с ограниченной ответственностью в связи с заключением договоров займа, признаются доходами в целях налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения.

Вместе с тем полагаем необходимым отметить, что на основании "пп. 7 п. 3 ст. 346.12" Кодекса не вправе применять упрощенную систему налогообложения такие юридические лица, как ломбарды, т.е. специализированные коммерческие организации, основными видами деятельности которых являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей ("ст. 2" Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ "О ломбардах").

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

05.03.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).