Письмо Минфина России от 05.03.2012 N 03-03-06/4/17

Кредитный потребительский кооператив, выдающий займы, не вправе создавать резерв по сомнительным долгам под эти займы и под проценты по ним.

Вопрос: Кредитный потребительский кооператив получает доходы в виде процентов в результате размещения паенакоплений своих членов, а также привлеченных от них личных сбережений путем выдачи займов гражданам. Обеспечением по займам являются залог и поручительство. У кооператива накопилась задолженность по выданным займам. Кооператив подает исковые заявления в суд на взыскание задолженностей. По результатам рассмотрения дел кооператив получает исполнительные листы на взыскание.

Вправе ли кредитный кооператив создавать резервы по сомнительной задолженности по займам (ежегодно на покрытие невозвратов займов по истечении срока договора), а также по процентам по ним для целей исчисления налога на прибыль и списывать задолженность за счет резерва?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 5 марта 2012 г. N 03-03-06/4/17

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке формирования резерва по сомнительным долгам для целей налогообложения прибыли и сообщает следующее.

В соответствии с "пп. 7 п. 1 ст. 265" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в состав внереализационных расходов включаются расходы налогоплательщика, применяющего метод начисления, на формирование резервов по сомнительным долгам (в порядке, установленном "ст. 266" НК РФ).

Согласно "п. 1 ст. 266" НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

В соответствии с "п. 2 ст. 266" НК РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Согласно "п. 3 ст. 266" НК РФ налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном "ст. 266" НК РФ. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода. Настоящее положение не применяется в отношении расходов по формированию резервов по долгам, образовавшимся в связи с невыплатой процентов, за исключением банков. Банки вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам, а также в отношении иной задолженности, за исключением ссудной и приравненной к ней задолженности.

Таким образом, кредитный потребительский кооператив, выдающий займы, не вправе создавать резерв по сомнительным долгам под эти займы и под соответствующие проценты по ним независимо от наличия или отсутствия обеспечения в виде залога, поручительства, банковской гарантии по выданным займам.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

05.03.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).