Письмо Минфина России от 05.03.2012 N 03-01-15/2-45

Применяющий УСН индивидуальный предприниматель, который оказывает населению правовые услуги, при проведении наличных расчетов или расчетов с использованием платежных карт вправе не применять ККТ, если он выдает клиенту бланк строгой отчетности.

Вопрос: О возможности индивидуального предпринимателя, применяющего УСН, при оказании населению услуг правового характера применять бланк строгой отчетности, разработанный в соответствии с требованиями "Положения" об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 359.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 5 марта 2012 г. N 03-01-15/2-45

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу применения документа, оформленного на бланке строгой отчетности, индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, в случае оказания населению услуг правового характера и сообщает.

В соответствии с "п. 1 ст. 2" Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, подлежит применению на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

При этом обязанность применять контрольно-кассовую технику не носит абсолютный характер. "Пунктом 2 ст. 2" Федерального закона предусмотрена возможность осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи соответствующих бланков строгой отчетности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 359 утверждено "Положение" об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее - Положение).

"Положением" установлен порядок осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи документа, оформленного на бланке строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку, а также порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения таких бланков.

Общероссийский "классификатор" услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденный "Постановлением" Госстандарта России от 28.06.1993 N 163, определяет принадлежность к услугам, которые предоставляются населению предприятиями и организациями.

Согласно ОКУН услуги правового характера классифицируются по коду "090000" и включают в себя услуги, оказываемые органами государственного нотариата (код "091100" ОКУН), услуги, оказываемые адвокатурой (код "091200" ОКУН), а также прочие услуги правового характера (код "091300" ОКУН).

В связи с изложенным индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения и оказывающие населению услуги правового характера, могут применять бланк строгой отчетности, разработанный в соответствии с требованиями "Положения", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 359.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации в понимании, отличающемся от позиции, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Р.А.СААКЯН

05.03.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).