Письмо Минфина России от 25.06.2012 N 03-06-05-04/3

Разъяснен порядок налогообложения забора воды из скважин, для осуществления которого не требуется лицензии.

Вопрос: На территории земельного участка, принадлежащего организации на праве собственности, расположена скважина мелкого заложения. Организация реализовала земельный участок по договору купли-продажи.

Лицензия на забор воды из бытовых колодцев и скважин из первого от поверхности водоносного горизонта организацией не оформлялась.

На момент реализации земельного участка в производственных и в технологических целях, а также для централизованного водоснабжения вода из скважины не использовалась.

Обязана ли организация уплачивать водный налог? С какого периода организация не является плательщиком водного налога? Какие документы необходимо представить в налоговый орган, чтобы подтвердить, что необходимости в уплате водного налога нет?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 25 июня 2012 г. N 03-06-05-04/3

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу уплаты водного налога и сообщает, что в соответствии с "п. 11.4" Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 23.03.2005 N 45н, в Министерстве финансов Российской Федерации не рассматриваются обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Вместе с тем согласно "п. 1 ст. 333.8 гл. 25.2" "Водный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Водным "кодексом" Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2007 г., нормативными правовыми актами, принятыми в его развитие, и "Законом" Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" специальное и (или) особое водопользование (использование объектов с применением сооружений, технических средств и устройств) осуществляется исключительно на основании лицензии. При этом пользование поверхностными водными объектами осуществляется на основании лицензии на водопользование и договора пользования водными объектами, выдаваемых и заключаемых в соответствии с положениями Водного "кодекса" Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2007 г.), а пользование подземными водными объектами - на основании лицензий на пользование недрами для добычи подземных вод, выдаваемых в соответствии с требованиями "Закона" Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".

Лицензия на пользование недрами является государственным разрешением, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Согласно "п. 1.3" Инструкции Роскомнедра от 14.04.1994 по применению Положения о порядке лицензирования пользования недрами к участкам недр, предоставляемым для добычи подземных вод, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных (зарегистрировано в Минюсте России 26.05.1994 N 583), не требуется оформление лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод из первого от поверхности водоносного горизонта на тех участках, где он не является и не может являться источником централизованного водоснабжения, а используется или может быть использован только для удовлетворения нужд землевладельцев (землепользователей) в воде хозяйственно-питьевого и (или) технического назначения, и если отбор подземных вод из него осуществляется с помощью простейших водозаборных сооружений (копаные и забивные колодцы, малодебитные скважины, каптажи небольших родников).

Это относится и к использованию недр для водоснабжения индивидуальных приусадебных участков, небольших фермерских хозяйств, садовых участков и других мелких объектов.

Соответствие участков недр указанным выше условиям для каждого конкретного региона устанавливается территориальными подразделениями Роснедр совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Дополнительные условия, при которых не требуется оформление лицензии (величина предельного отбора подземных вод, размеры земельных участков, для водоснабжения которых используются подземные воды, и т.д.), определяются аналогичным образом.

Кроме того, в соответствии с новой редакцией Водного "кодекса" Российской Федерации, вступившей в действие с 1 января 2007 г., забор воды из бытовых колодцев и скважин из первого от поверхности водоносного горизонта не подлежит лицензированию.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Р.А.СААКЯН

25.06.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).