Письмо ФНС России от 15.06.2012 N ЕД-2-3/393@

Покупатель не вправе принять к вычету сумму акциза, если у него нет документов, подтверждающих уплату акциза продавцом.

Вопрос: О документах, подтверждающих право налогоплательщика (покупателя) на получение налогового вычета по суммам акциза, уплаченным продавцу за поставленный подакцизный товар, используемый в качестве сырья для производства другого подакцизного товара.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 15 июня 2012 г. N ЕД-2-3/393@

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение и, учитывая ответ Управления ФНС России по краю по вопросу о порядке применения налоговых вычетов, предусмотренных "п. 1 ст. 201" Налогового кодекса Российской Федерации, сообщает следующее.

Согласно положениям "п. п. 1" и "2 ст. 200" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налогоплательщик акцизов имеет право уменьшить сумму акциза, исчисленную по реализованным подакцизным товарам, на сумму акциза, предъявленную ему продавцом и уплаченную налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров, в дальнейшем использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров.

Порядок применения налоговых вычетов установлен "ст. 201" Налогового кодекса.

В соответствии с "абз. 1 п. 1 ст. 201" Налогового кодекса указанные налоговые вычеты производятся на основании расчетных документов и счетов-фактур, выставленных продавцами подакцизных товаров, в дальнейшем использованных покупателями в качестве сырья. Одновременно "абз. 2 ст. 201" Налогового кодекса установлено, что вычетам подлежат только суммы акциза, фактически уплаченные продавцам при приобретении подакцизных товаров.

В "ст. 198" Налогового кодекса содержатся требования к оформлению расчетных документов и счетов-фактур.

На основании "п. п. 1" и "2 ст. 198" Налогового кодекса налогоплательщик - продавец подакцизных товаров обязан предъявить к оплате покупателю подакцизных товаров соответствующую сумму акциза и выделить ее отдельной строкой в расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документов, и счетах-фактурах.

Таким образом, право на указанные налоговые вычеты возникает у налогоплательщика (покупателя) только при условии фактической уплаты поставщику суммы акциза, исчисленной по приобретаемому подакцизному товару, используемому в качестве сырья для производства другого подакцизного товара, и при соблюдении требований, содержащихся в "ст. 198" Налогового кодекса, к оформлению расчетных документов и счетов-фактур.

В силу положений "абз. 1" и "2 п. 1 ст. 201" Налогового кодекса расчетные документы являются одним из оснований для последующего получения налогоплательщиком (покупателем подакцизных товаров) налогового вычета по акцизу.

Следовательно, налогоплательщик вправе получить вычет сумм акциза, уплаченных продавцу за поставленный товар, при наличии указанных в "ст. 201" Налогового кодекса документов, а именно расчетных документов и счетов-фактур, выставленных продавцами.

Данная позиция подтверждается практикой Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ), сформированной в Постановлениях Президиума от 23.01.2007 "N 11251/06", от 23.01.2007 "N 10670/06" и от 11.09.2007 "N 4594/07").

В частности, как указано в "Постановлении" Президиума ВАС РФ от 11.09.2007 N 4594/07, налогоплательщик вправе получить вычет сумм акциза, уплаченных продавцу за поставленный товар, только при одновременном наличии двух документов, предусмотренных в "ст. 201" Налогового кодекса, а именно расчетных документов и счетов-фактур, выставленных продавцами. При этом ВАС РФ обратил внимание на недопустимость подтверждения права на налоговые вычеты представлением иных документов.

Факт оплаты использованного подакцизного товара векселями Сбербанка России либо поставкой товара не может расцениваться как подтверждение уплаты акциза за поставленное сырье.

Кроме того, согласно Постановлениям Президиума ВАС РФ от 23.01.2007 "N 11251/06" и от 23.01.2007 "N 10670/06" признано неправомерным предъявление налогоплательщиком к вычету сумм акциза, оплаченных путем поставки товара при проведении взаимозачетов, без оформления расчетных документов, предусмотренных "Положением" о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденным Банком России 03.10.2002 N 2-П.

Согласно "п. 2.2" Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденного Банком России 03.10.2002 N 2-П (далее - Положение), расчетный документ представляет собой:

- распоряжение плательщика о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;

- распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем).

Перечень расчетных документов при осуществлении безналичных расчетов определен "ст. 862" Гражданского кодекса Российской Федерации и "п. 2.3" Положения. Так, согласно "п. 2.3" Положения к таким документам относятся платежные поручения, аккредитивы, чеки, платежные требования и инкассовые поручения.

Соответственно, допускаются при осуществлении безналичных расчетов расчеты платежным поручением.

Согласно "п. 3.1" Положения платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке, при этом в "п. 3.2" определено, что платежными поручениями могут производиться, в частности, перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги.

Следовательно, сумма, предъявляемая продавцом подакцизного товара, уплачивается его покупателем на основании платежного поручения или иных предусмотренных законодательством расчетных документов, подтверждающих перечисление денежных средств налогоплательщиком, в том числе при осуществлении товарообменных операций, зачетов взаимных требований.

Поскольку нормами "п. 1 ст. 201" Налогового кодекса четко определено, что вычетам, предусмотренным "п. 1 ст. 200" Налогового кодекса, подлежат суммы акциза, фактически уплаченные продавцам при приобретении подакцизных товаров, соответственно, данный факт уплаты по приобретенному товару должен быть документально подтвержден.

Таким документом, подтверждающим факт оплаты, может служить платежное поручение, являющееся платежным документом, по которому производятся платежи, в том числе за поставленные товары, или иной расчетный документ.

Отсутствие расчетных документов не позволяет подтвердить и проконтролировать уплату акциза в бюджет продавцом подакцизного товара и является препятствием для получения налогового вычета покупателем такого товара.

Одновременно обращаем внимание, что вопрос о конституционности положений "абз. 1" и "2 ст. 201" Налогового кодекса был предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации ("Определение" Конституционного Суда Российской Федерации от 07.06.2011 N 805-О-О), который указывает, что в положениях этих статей Налогового "кодекса" законодатель ясно и недвусмысленно установил, что документы, именуемые расчетными, служат основанием как для уплаты суммы акциза в составе цены подакцизного товара покупателем продавцу и перечисления этой суммы акциза в бюджет, так и для дальнейшего получения налогового вычета по акцизу.

Советник государственной

гражданской службы

Российской Федерации

2 класса

Д.В.ЕГОРОВ

15.06.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).