Письмо ФНС России от 14.06.2012 N ЕД-4-3/9824@

C 1 января 2012 г. целевые средства, предоставленные медицинской организации территориальным фондом обязательного медицинского страхования в соответствии с договором о финансовом обеспечении такого страхования, должны отражаться в листе 07 декларации по налогу на прибыль. При этом указывается код 111.

Вопрос: ОАО - страховая медицинская организация - является участником обязательного медицинского страхования (далее - ОМС).

ОАО на основании договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования формирует целевые средства на оплату медицинской помощи, в том числе за счет средств, поступивших из территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ТФОМС) на финансовое обеспечение обязательного медицинского страхования. Данные целевые средства направляются на оплату медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам медицинскими организациями, в рамках объемов медицинской помощи, установленных решением комиссии по разработке территориальных программ обязательного медицинского страхования субъекта РФ, по согласованным тарифам с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС.

Контроль за целевым использованием средств осуществляет ТФОМС. Ежемесячно ОАО представляет в ТФОМС Отчет о формировании и использовании целевых средств и оплате медицинской помощи и подписывает Акт сверки расчетов по договору о финансовом обеспечении ОМС.

Для обеспечения своей уставной деятельности ОАО получает от ТФОМС средства, предназначенные для осуществления ОМС. Эти средства, согласно "ст. 294.1" НК РФ, относятся к доходам ОАО, а к расходам относятся затраты, понесенные при осуществлении страховой деятельности по ОМС.

Таким образом, при налогообложении прибыли в доходах ОАО целевые средства, направленные ТФОМС по договору о финансовом обеспечении ОМС, согласно "пп. 14 п. 1 ст. 251" НК РФ, не учитываются. Соответственно, в расходы не включаются целевые средства, предназначенные медицинским организациям в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи ("п. 48.1 ст. 270" НК РФ).

ОАО ведет раздельный учет собственных средств на осуществление деятельности по ОМС и формирование целевых средств ОМС, предназначенных медицинским организациям для оплаты медицинской помощи. Целевые средства не могут перейти в собственность ОАО, они не могут использоваться для собственных целей. Сформированные средства ОАО направляет в медицинские организации. Медицинские организации, получив средства от ОАО, используют их в соответствии с целевым назначением.

Должно ли ОАО заполнять "лист 07" декларации по налогу на прибыль организаций?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 14 июня 2012 г. N ЕД-4-3/9824@

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросу отражения целевых средств в "листе 07" налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и сообщает следующее.

Согласно "п. 1 ст. 289" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения, если иное не предусмотрено "п. 1 ст. 289" Кодекса, соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном "ст. 289" Кодекса.

В соответствии с "п. 1.1" Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (утв. Приказом ФНС России от 15.12.2010 N ММВ-7-3/730@) организации при получении средств целевого финансирования, целевых поступлений и других средств, указанных в "п. п. 1" и "2 ст. 251" Кодекса, при составлении декларации за налоговый период должны заполнить "лист 07" "Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования".

Согласно "пп. 14 п. 1 ст. 251" Кодекса не учитывается в составе доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций имущество, полученное налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

С 1 января 2012 г. Федеральным "законом" от 29.11.2010 N 313-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" пп. 14 п. 1 ст. 251 Кодекса дополнен новым "абзацем", согласно которому к средствам целевого финансирования относится, в частности, имущество в виде целевых средств, получаемых страховыми медицинскими организациями - участниками обязательного медицинского страхования от территориального фонда обязательного медицинского страхования в соответствии с договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования.

Таким образом, с 1 января 2012 г. страховые медицинские организации, являющиеся участниками обязательного медицинского страхования и получающие целевые средства от территориального фонда обязательного медицинского страхования в соответствии с договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, должны отражать указанные целевые средства в "листе 07" налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за налоговый период по коду 111.

До 1 января 2012 г. указанные поступления не отражаются в "листе 07" налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, поскольку до 2012 г. они не включались в состав средств целевого финансирования и целевых поступлений, приведенных в "ст. 251" Кодекса.

Аналогичные разъяснения содержатся в "Письме" Минфина России от 02.03.2012 N 03-03-06/1/116.

Советник государственной

гражданской службы

Российской Федерации

2 класса

Д.В.ЕГОРОВ

14.06.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).