Письмо Минфина России от 08.06.2012 N 03-04-06/4-161

Если банк, заключающий договоры РЕПО непосредственно с физлицом, не действует в качестве его представителя (в рамках договоров доверительного управления, поручения, комиссии, договора о брокерском обслуживании, депозитарного или агентского договора), то налоговым агентом в отношении такого лица указанная кредитная организация не является.

Вопрос: "Пунктом 1 ст. 51.3" Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон) предусмотрено, что договор РЕПО, подлежащий исполнению за счет физического лица, может быть заключен, если одной из сторон по такому договору является брокер, дилер, депозитарий, управляющий, клиринговая организация или кредитная организация, либо если указанный договор РЕПО заключен брокером за счет такого физического лица.

В соответствии с "п. 2 ст. 214.3" НК РФ под операциями РЕПО с ценными бумагами понимаются операции, соответствующие положениям "абз. 1 п. 1 ст. 282" НК РФ. Согласно "абз. 1 п. 1 ст. 282" НК РФ операцией РЕПО признается договор, отвечающий требованиям, предъявляемым к договорам РЕПО "Законом".

Вместе с этим в "п. 18 ст. 214.1" НК РФ установлено, что налоговая база по операциям с ценными бумагами определяется налоговым агентом, по которым в целях применения "ст. 214.1", а также "ст. ст. 214.3" и "214.4" НК РФ признаются доверительный управляющий, брокер, депозитарий, осуществляющий выплату (перечисление) дохода в денежной форме по федеральным государственным эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением независимо от даты регистрации их выпуска, а по иным эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением - в отношении выпусков, государственная регистрация которых или присвоение идентификационного номера которым осуществлены после 1 января 2012 г. владельцу таких ценных бумаг, иное лицо, осуществляющее в интересах налогоплательщика операции с ценными бумагами и (или) финансовыми инструментами; срочных сделок на основании соответствующего договора с налогоплательщиком: договора доверительного управления, договора на брокерское обслуживание, депозитарного договора, договора поручения, договора комиссии или агентского договора.

Таким образом, в случае, если банк заключает договор РЕПО напрямую с физическим лицом, а не действует в качестве представителя интересов лица, то при выплате доходов, в том числе при возврате сумм, уплаченных эмитентом по ценным бумагам, являющимся предметом сделок РЕПО, у банка не возникает обязанностей налогового агента по НДФЛ. Данный подход применяется независимо от того, является ли физическое лицо налоговым резидентом РФ или нет.

Данные физические лица при получении дохода от указанных сделок должны самостоятельно исчислять и уплачивать НДФЛ в соответствии с "пп. 1 п. 1", "п. п. 2" и "3 ст. 228" НК РФ.

Правомерна ли изложенная позиция?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 8 июня 2012 г. N 03-04-06/4-161

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о налогообложении доходов физических лиц, полученных в рамках операций РЕПО с ценными бумагами, и в соответствии со "ст. 34.2" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

Из письма следует, что банк осуществляет операции РЕПО с физическими лицами.

В соответствии с "абз. 2 п. 1 ст. 51.3" Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" договор РЕПО, подлежащий исполнению за счет физического лица, может быть заключен, если одной из сторон по такому договору является брокер, дилер, депозитарий, управляющий, клиринговая организация или кредитная организация либо если указанный договор РЕПО заключен брокером за счет такого физического лица.

Из вышеприведенной "нормы" следует, что, если одной из сторон договора РЕПО является физическое лицо, другой стороной договора может быть кредитная организация, не осуществляющая во взаимоотношениях с данным физическим лицом функции брокера, дилера, депозитария, управляющего или клиринговой организации.

Согласно "п. 18 ст. 214.1" Кодекса налоговым агентом в целях данной статьи, а также "ст. ст. 214.3" и "214.4" Кодекса признаются доверительный управляющий, брокер, депозитарий, осуществляющий выплату (перечисление) дохода в денежной форме по федеральным государственным эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением независимо от даты регистрации их выпуска, а по иным эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением - в отношении выпусков, государственная регистрация которых или присвоение идентификационного номера которым осуществлены после 1 января 2012 г., владельцу таких ценных бумаг, иное лицо, осуществляющее в интересах налогоплательщика операции с ценными бумагами и (или) финансовыми инструментами срочных сделок на основании соответствующего договора с налогоплательщиком: договора доверительного управления, договора на брокерское обслуживание, депозитарного договора, договора поручения, договора комиссии или агентского договора.

Поскольку, как следует из письма, банк заключает договоры РЕПО непосредственно с физическим лицом, а не действует в качестве представителя физического лица в рамках договора доверительного управления, договора на брокерское обслуживание, депозитарного договора, договора поручения, договора комиссии или агентского договора, банк не является налоговым агентом в смысле "ст. 214.1" Кодекса.

В этом случае налогоплательщики - физические лица, в соответствии с "пп. 1 п. 1" и "п. п. 2" и "3 ст. 228" Кодекса, при получении дохода по операциям РЕПО по ценным бумагам должны самостоятельно исчислять суммы налога и представлять в налоговый орган налоговую декларацию.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

08.06.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).