Письмо Минфина России от 04.06.2012 N 03-02-07/1-134

Предоставление инспекцией налогоплательщику по его запросу информации об исполнении контрагентами обязанностей, установленных законодательством о налогах и сборах, Налоговым кодексом РФ не предусмотрено. Однако сведения об исполнении налогоплательщиками своих налоговых обязательств не являются налоговой тайной, поэтому инспекция не вправе отказать заявителю в предоставлении такой информации о потенциальных контрагентах, поскольку она необходима для выявления признаков их недобросовестности.

Вопрос: В соответствии с требованиями законодательства о налогах и сборах о проявлении налогоплательщиком должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагентов ООО перед заключением хозяйственных договоров в целях выявления признаков недобросовестности контрагентов, оценки и минимизации налоговых рисков, во избежание возникновения необоснованной налоговой выгоды обратилось в налоговые органы по месту нахождения контрагентов с запросами о предоставлении информации следующего характера:

- регулярно ли запрашиваемая организация сдает отчетность и не нарушает ли сроков сдачи;

- не привлекалась ли организация к налоговой ответственности;

- не нарушает ли сроков уплаты налогов и платит ли их.

Налоговый орган отказал в предоставлении запрашиваемой информации.

Вправе ли ООО обратиться с запросом о предоставлении вышеуказанной информации в налоговый орган по месту нахождения контрагентов?

Вправе ли налоговый орган отказать ООО в предоставлении запрашиваемой информации?

Какие методы ООО вправе использовать с целью выявления недобросовестности контрагента и минимизации налоговых рисков?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 4 июня 2012 г. N 03-02-07/1-134

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение по вопросам о проявлении налогоплательщиком должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента и сообщается следующее.

Информация, которую налоговые органы обязаны бесплатно предоставлять налогоплательщикам, необходимая для исполнения их обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, указана в "пп. 4 п. 1 ст. 32" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре налогоплательщиков, предоставляются пользователям в соответствии с "Постановлением" Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 110 "О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

"Кодексом" не установлена обязанность налоговых органов предоставлять налогоплательщикам по их запросам информацию об исполнении контрагентами налогоплательщиков обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, или о нарушениях ими законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с "п. 1 ст. 102" Кодекса любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, указанных в названном "пункте", составляют налоговую тайну.

Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом ("абз. 1 п. 2 ст. 102" Кодекса).

В соответствии с "Определением" от 01.12.2010 N ВАС-16124/10 "Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" Высший Арбитражный Суд Российской Федерации признал правомерными выводы судов на основе "ст. 102" Кодекса и Федерального "закона" от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации" о том, что сведения об исполнении налогоплательщиками своих обязательств по уплате налогов не являются налоговой тайной, в связи с чем у инспекции отсутствовали правовые основания для отказа в предоставлении заявителю информации о выполнении потенциальными контрагентами своих налоговых обязательств, отметив, что запрашиваемая информация обусловлена необходимостью проявления должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента.

Аналогичные выводы сделаны и некоторыми другими судами (Постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.07.2010 "N А27-25441/2009", от 16.07.2010 N "А27-25724/2009", Федерального арбитражного суда Уральского округа от 01.09.2010 "N Ф09-6957/10-С3").

Налогоплательщики вправе проводить самостоятельную оценку рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности с учетом "Критериев" оценки рисков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, утвержденных Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@.

Для информационной поддержки налогоплательщиков на сайте ФНС России размещаются сведения об адресах, указанных при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами (так называемые адреса массовой регистрации, характерные, как правило, для фирм-"однодневок"), а также наименования юридических лиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

04.06.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).