Письмо Минфина России от 04.06.2012 N 03-03-06/4/58

Средства, перечисляемые собственниками помещений в многоквартирных домах на финансирование ремонта общего имущества, ТСЖ, ЖСК и управляющие организации не включают в базу по налогу на прибыль.

Вопрос: С 1 января 2012 г. вступил в силу Федеральный "закон" от 16.11.2011 N 320-ФЗ, который дополнил пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ "абзацем", согласно которому не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль средства целевого финансирования в виде средств собственников помещений в многоквартирных домах, поступающих на счета осуществляющих управление многоквартирными домами управляющих компаний на финансирование проведения ремонта общего имущества многоквартирных домов.

Управляющая компания применяет метод начисления в соответствии со "ст. ст. 271", "272" НК РФ. В соответствии с перечнем работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, утвержденным на общем собрании, собственникам, нанимателям и арендаторам помещений ежемесячно производятся выплаты за ремонт общего имущества многоквартирного дома в размере 1/12 годовой стоимости ремонта.

Относятся ли к доходам, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль, денежные средства собственников помещений в многоквартирных домах, фактически поступившие на счет управляющей компании на финансирование проведения ремонта? Какая дата является датой получения дохода: дата поступления средств на расчетный счет компании или дата начисления платы за проведение ремонта в многоквартирном доме?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 4 июня 2012 г. N 03-03-06/4/58

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях налогообложения прибыли средств целевого финансирования и сообщает следующее.

В соответствии с "пп. 14 п. 1 ст. 251" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.

При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами. Средствами целевого финансирования являются, в частности, средства собственников помещений в многоквартирных домах, поступающие на счета осуществляющих управление многоквартирными домами товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций на финансирование проведения ремонта, капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

В "Отчете" о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования, представляемом организациями в составе декларации по налогу на прибыль организаций, в графе 2 "Дата поступления" указывается дата поступления средств на счета или в кассу организации либо дата получения организацией имущества (работ, услуг), имеющего срок использования ("п. 15.1" Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденного Приказом ФНС России от 15.12.2010 N ММВ-7-3/730@ "Об утверждении формы и формата налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, Порядка ее заполнения" (зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2011, регистрационный номер 19680)).

Таким образом, средства целевого финансирования учитываются раздельно от доходов, признаваемых в целях налогообложения прибыли, на указанные выше даты.

Правила признания доходов и расходов, предусмотренные "ст. ст. 271", "272" Кодекса, применяются для признания тех доходов и расходов, которые включаются в налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

04.06.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).