Письмо Минфина России от 30.07.2012 N 03-01-18/5-101

При определении соответствия цены, примененной в сделке между взаимозависимыми лицами, рыночной цене приоритетным является метод сопоставимых рыночных цен. Если общедоступная информация о ценах в сопоставимых сделках отсутствует, то используется метод, который позволяет наиболее обоснованно сделать вывод о соответствии (или несоответствии) примененной цены рыночной.

Вопрос: О применении "ст. 105.3" НК РФ для определения рыночных цен по сделкам между взаимозависимыми лицами для целей исчисления налога на прибыль в случае получения доходов в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств; об информации, используемой при сопоставлении условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми, а также при подготовке и представлении документации; о методах, используемых для определения соответствия цены, примененной в контролируемой сделке, рыночной цене.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 30 июля 2012 г. N 03-01-18/5-101

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение автономной некоммерческой организации по вопросу применения "ст. 105.3" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает.

1. "Пунктом 1 ст. 105.3" Кодекса установлено, что в случае, если в сделках между взаимозависимыми лицами создаются или устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых в соответствии с разд. V.1 сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица.

Согласно "п. 13 ст. 105.3" Кодекса правила, предусмотренные разд. V.1 Кодекса, распространяются на сделки, осуществление которых влечет необходимость учета хотя бы одной стороной таких сделок доходов, расходов и (или) стоимости добытых полезных ископаемых, что приводит к увеличению и (или) уменьшению налоговой базы по налогам, предусмотренным "п. 4 ст. 105.3" Кодекса.

"Пунктом 9 ст. 105.14" Кодекса предусмотрено, что сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных "гл. 25" Кодекса.

В соответствии "с п. 13 ст. 250" Кодекса доходы налогоплательщика в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств (за исключением случаев, предусмотренных "пп. 18 п. 1 ст. 251" Кодекса) признаются внереализационными доходами и учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

В соответствии с "п. 1 ст. 274" Кодекса налоговой базой для целей гл. 25 Кодекса признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со "ст. 247" Кодекса, подлежащей налогообложению.

При этом для целей определения налоговой базы в соответствии со "ст. 274" Кодекса рыночные цены определяются в порядке, аналогичном порядку определения рыночных цен, установленному "ст. 105.3" Кодекса, на момент реализации или совершения внереализационных операций (без включения в них налога на добавленную стоимость, акциза).

2. "Пунктом 5 ст. 105.6" Кодекса предусмотрено, что при сопоставлении для целей налогообложения условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми, а также при подготовке и представлении документации в соответствии со "ст. 105.15" Кодекса налогоплательщик кроме информации о собственной деятельности вправе использовать любые общедоступные источники информации.

3. Для определения соответствия цены, примененной в контролируемой сделке, рыночной цене могут использоваться методы, указанные в "п. 1 ст. 105.7" Кодекса. При этом допускается использование комбинации двух и более методов, предусмотренных "п. 1 указанной статьи".

Согласно "п. 3 ст. 105.7" Кодекса приоритетным для определения для целей налогообложения соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам, если иное не предусмотрено "п. 2 ст. 105.10" Кодекса, является метод сопоставимых рыночных цен. Применение иных методов, указанных в "пп. 2" - "5 п. 1 указанной статьи", допускается в случае, если применение метода сопоставимых рыночных цен невозможно либо если его применение не позволяет обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цен, примененных в сделках, рыночным ценам для целей налогообложения.

В соответствии с "п. 4 ст. 105.7" Кодекса при отсутствии общедоступной информации о ценах в сопоставимых сделках с идентичными (однородными) товарами (работами, услугами) для целей определения полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами используется один из методов, указанных в "пп. 2" - "5 п. 1 указанной статьи".

Если иное не предусмотрено гл. 14.3 Кодекса, используется тот метод, который с учетом фактических обстоятельств и условий контролируемой сделки позволяет наиболее обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цены, примененной в сделке, рыночным ценам.

Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм и общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И.В.ТРУНИН

30.07.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).