Письмо Минфина России от 19.07.2012 N 03-02-07/1-180

Последствий несоблюдения налоговым органом срока принятия решения по апелляционной жалобе не установлено.

Вопрос: Решением заместителя руководителя налогового органа от 30.12.2011 ОАО привлечено к налоговой ответственности по результатам выездной налоговой проверки. Руководствуясь "ст. ст. 137", "138", "139" НК РФ, ОАО подало апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган. Жалоба была подана 27.01.2012 через налоговый орган, вынесший обжалуемое решение.

В силу "п. 3 ст. 140" НК РФ решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов, но не более чем на 15 дней. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

Согласно "п. 3 ст. 139" НК РФ налоговый орган, вынесший решение, обязан в течение трех дней со дня поступления апелляционной жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган. Так как налоговые органы являются единой централизованной системой ("п. 1 ст. 30" НК РФ), срок принятия решения налогового органа по жалобе исчисляется с момента ее получения налоговым органом, вынесшим обжалуемое решение.

Таким образом, с учетом "п. 6 ст. 6.1" НК РФ решение по жалобе должно было принято вышестоящим налоговым органом не позднее 17.02.2012, а было принято только 06.07.2012. ОАО не уведомлялось о продлении срока принятия решения по жалобе.

В силу "пп. 10 п. 1 ст. 21" НК РФ налогоплательщики имеют право требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков.

В свою очередь в соответствии с "пп. 1 п. 1 ст. 32" НК РФ налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах.

Предусмотрена ли ответственность должностных лиц налогового органа за несоблюдение срока принятия решения по апелляционной жалобе?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 19 июля 2012 г. N 03-02-07/1-180

В соответствии с письмом Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает, что согласно "п. 9.20" Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 N 45н, Минфин России не рассматривает вопросы правоприменительной практики.

Вместе с тем сообщается следующее.

"Пунктом 3 ст. 140" Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен срок, в течение которого вышестоящий налоговый орган принимает решение по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, - один месяц со дня получения такой жалобы. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, рассматривающего жалобу, но не более чем на 15 дней.

Законодательство о налогах и сборах не устанавливает последствий несоблюдения налоговым органом срока принятия решения по жалобе.

Апелляционный порядок обжалования решения налогового органа по общему правилу предполагает пересмотр не вступившего в законную силу решения и рассмотрение материалов налоговой проверки по существу.

Нарушение срока рассмотрения апелляционной жалобы не препятствует налоговому органу ее рассмотреть и не влечет недействительности решения, принятого по результатам такого рассмотрения, поскольку указанное решение не возлагает на лицо, подавшее жалобу, дополнительных обязанностей, не влечет ущемления его прав и законных интересов, не создает препятствий для осуществления им предпринимательской и иной экономической деятельности, не нарушает его имущественных прав.

Указанный вывод подтверждается судебной практикой (в частности, "Постановлением" Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.02.2011 N 13065/10).

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

19.07.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).