Письмо ФНС России от 13.07.2012 N ЕД-4-3/11542

Разъяснен порядок освобождения налогоплательщиков от уплаты акцизов при экспорте подакцизных товаров, произведенных ими из давальческого сырья.

Вопрос: О применении с 01.07.2012 порядка освобождения от уплаты акцизов при экспорте нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья, в соответствии с новыми редакциями "п. 2 ст. 184" и "п. 4 ст. 203" НК РФ.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 13 июля 2012 г. N ЕД-4-3/11542

Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение ОАО от 12.05.2012 по вопросу о применении с 01.07.2012 порядка освобождения от уплаты акцизов при экспорте нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья, с учетом вступления в силу с указанной даты новых редакций "п. 2 ст. 184" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) и "п. 4 ст. 203" Налогового кодекса сообщает следующее.

В соответствии с "пп. 4 п. 1 ст. 183" Налогового кодекса не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) операции по реализации подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории Российской Федерации. При этом указано, что освобождение указанных операций от налогообложения производится в соответствии со "ст. 184" Налогового кодекса.

Так, положениями "п. 2 ст. 184" Налогового кодекса (в редакции, действующей до 01.07.2012) установлено, что налогоплательщик освобождается от уплаты акциза при передаче подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья и помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории Российской Федерации при условии представления в налоговый орган поручительства банка или банковской гарантии.

Согласно положениям вступающей в силу с 01.07.2012 новой редакции "п. 2 ст. 184" Налогового кодекса, налогоплательщик освобождается от уплаты акциза при реализации произведенных им подакцизных товаров (в том числе из давальческого сырья), помещенных под таможенную процедуру экспорта, при представлении в налоговый орган поручительства банка или банковской гарантии.

Одновременно в данном "пункте ст. 184" Налогового кодекса (как в действующей, так и в новой редакции) установлено, что при отсутствии поручительства банка (банковской гарантии) налогоплательщик обязан уплатить акциз в порядке, предусмотренном для операций по реализации подакцизных товаров на территории Российской Федерации.

При этом согласно "п. 3 ст. 184" Налогового кодекса уплаченная вследствие отсутствия поручительства банка (банковской гарантии) сумма акциза подлежит возмещению после представления налогоплательщиком в налоговые органы документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров.

Таким образом, как следует из вышеизложенных положений "п. 2 ст. 184" Налогового кодекса, как действующая, так и вступающая в силу с 01.07.2012 редакция рассматриваемой "нормы" Налогового кодекса предусматривает, что предоставленное ("пп. 4 п. 1 ст. 183" Налогового кодекса) право на освобождение от уплаты акциза по операциям передачи подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья и помещенных под таможенную процедуру экспорта, за пределы территории Российской Федерации налогоплательщики - производители этих товаров могут реализовать:

а) путем прямого освобождения от уплаты акциза по этим операциям - при представлении поручительства банка (банковской гарантии). Другими словами, соблюдение установленных в "п. 2 ст. 184" Налогового кодекса требований дает налогоплательщику - переработчику давальческого сырья право не начислять и не уплачивать акциз по совершенным в налоговом периоде операциям передачи подакцизных товаров, выработанных из этого сырья.

При этом в целях подтверждения обоснованности предоставленного налогоплательщику освобождения от уплаты акцизов он должен в течение 180 календарных дней со дня передачи выработанных из давальческого сырья подакцизных товаров (т.е. в соответствии с положениями "п. 2 ст. 195" Налогового кодекса - с даты подписания акта приема-передачи этих товаров) представить в налоговый орган предусмотренные "п. 7 ст. 198" Налогового кодекса документы, подтверждающие факт их вывоза за пределы территории Российской Федерации в таможенной процедуре экспорта;

б) путем получения возмещения суммы акциза, уплаченной по операциям передачи выработанных из давальческого сырья подакцизных товаров, в связи с отсутствием поручительства банка (банковской гарантии). Указанное возмещение, согласно "п. 3 ст. 184" Налогового кодекса, производится в порядке, предусмотренном "ст. 203" Налогового кодекса.

В соответствии с положениями действующей редакции "п. 4 ст. 203" Налогового кодекса суммы акциза, уплаченные по операциям реализации (передачи) подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории Российской Федерации, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании подтверждающих факт указанного экспорта документов, предусмотренных "п. 7 ст. 198" Налогового кодекса.

Положениями "п. 4 ст. 203" Налогового кодекса в редакции, вступающей в силу с 01.07.2012, также установлено, что на основании документов, предусмотренных "п. 7 ст. 198" Налогового кодекса, возмещению (путем зачета или возврата) подлежат суммы акциза по реализованным подакцизным товарам, вывезенным за пределы территории Российской Федерации в таможенной процедуре экспорта, уплаченные налогоплательщиком вследствие отсутствия поручительства банка или банковской гарантии.

Таким образом, поскольку согласно вышеизложенному в нормы Налогового "кодекса", регламентирующие порядок применения освобождения от уплаты акцизов при экспорте подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, принципиальных изменений не внесено, налогоплательщики - производители этих товаров право на освобождение от уплаты акциза по операциям их передачи (в том числе и путем возмещения уплаченной суммы акциза в случае отсутствия поручительства банка или банковской гарантии) не утрачивают.

Советник государственной

гражданской службы

Российской Федерации

2 класса

Д.В.ЕГОРОВ

13.07.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).