Письмо Минфина России от 12.07.2012 N 03-04-05/8-865

Если условия получения субсидий на развитие малого предпринимательства и содействие самозанятости безработных граждан нарушены, то такие суммы полностью включаются в доходы налогового периода, в котором допущено нарушение.

Вопрос: Безработный гражданин в октябре 2009 г. получил от центра занятости города субсидию на содействие самозанятости безработных граждан в сумме 58 800 руб. По условиям бизнес-плана в феврале 2010 г. гражданин купил специальное оборудование стоимостью 40 000 руб., а также уплатил во внебюджетные фонды 10 000 руб. (страховые взносы в ПФР, ФФОМС, ТФОМС). Общая сумма расходов на 1 апреля 2010 г. составила 50 000 руб.

В апреле 2010 г. гражданин нарушил условия получения субсидии. На основании решения суда денежные средства в виде субсидии подлежат взысканию с гражданина.

Какую сумму дохода, подлежащую налогообложению НДФЛ согласно "п. 3 ст. 223" НК РФ, гражданин должен отразить в налоговых декларациях по НДФЛ за 2009, 2010, 2011 гг.?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 12 июля 2012 г. N 03-04-05/8-865

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц сумм выплат, полученных на развитие малого предпринимательства и содействие самозанятости безработных граждан, и в соответствии со "ст. 34.2" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

Из обращения следует, что в 2009 г. заявителем получены денежные средства в размере 58 800 руб. на содействие самозанятости безработных граждан. На основании решения суда указанные денежные средства подлежат взысканию с заявителя в связи с нарушением в 2010 г. условий их предоставления. Заявителем с сумм присужденных к взысканию денежных средств уплачен налог на доходы физических лиц.

Согласно "п. 3 ст. 223" Кодекса суммы выплат, полученные на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с программами, утверждаемыми соответствующими органами государственной власти, учитываются в составе доходов в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих сумм в составе расходов в пределах фактически осуществленных расходов каждого налогового периода, предусмотренных условиями получения указанных сумм выплат.

Таким образом, денежные средства, полученные физическим лицом в 2009 г. от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (Центр занятости города) для организации собственного дела в рамках дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда, учитываются при исчислении налога на доходы физических лиц в составе доходов не единовременно, а в течение трех календарных лет, а именно в 2009 - 2011 гг.

Указанные денежные средства включаются в состав доходов соответствующего налогового периода в размере фактически израсходованных в этом налоговом периоде сумм субсидий, то есть данные средства признаются доходом только после осуществления расходов. Одновременно эти суммы отражаются в составе расходов. При этом порядок осуществления таких расходов должен соответствовать условиям получения указанных денежных средств.

Если по окончании третьего налогового периода сумма полученных выплат превысит сумму расходов, оставшиеся неучтенные суммы в полном объеме должны отражаться в составе доходов за 2011 г.

Вместе с тем "абз. 2 п. 3 ст. 223" Кодекса установлено, что в случае нарушения условий получения выплат, полученных на развитие малого предпринимательства и содействие самозанятости безработных граждан, такие суммы в полном объеме отражаются в составе доходов налогового периода, в котором допущено нарушение.

Таким образом, суммы выплат в полном объеме, то есть в размере 58 800 руб., отражаются в составе доходов того налогового периода, в котором допущено нарушение, то есть в 2010 г.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

12.07.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).