Письмо Минфина России от 10.07.2012 N 03-07-08/176

Диспач, выплачиваемый грузо- или судовладельцем российскому порту за досрочную погрузку экспортируемых товаров, включается в базу по НДС как сумма, связанная с оплатой указанных услуг. При соответствующем документальном подтверждении порт применяет нулевую ставку данного налога. В противном случае такое вознаграждение облагается НДС по ставке 18 процентов.

Вопрос: Согласно "пп. 2.5 п. 1 ст. 164" НК РФ налогообложение НДС реализации работ (услуг), выполняемых (оказываемых) российскими организациями в морских, речных портах, по перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации, в товаросопроводительных документах которых указан пункт отправления и (или) пункт назначения, находящийся за пределами территории Российской Федерации, производится по налоговой ставке 0 процентов при условии представления документов, указанных в "п. 3.5 ст. 165" НК РФ. Погрузка продукции на судно относится к перевалке.

Порт обязан погрузить экспортируемый товар в установленные договором сроки. Досрочное завершение погрузки товара необязательно не является услугой. Диспач (премия/вознаграждение порту) за досрочное выполнение работ по перевалке экспортируемой металлопродукции в данном случае является стимулирующей выплатой. По какой ставке НДС должны облагаться суммы диспача, выплачиваемые портам РФ грузовладельцами (судовладельцами)?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 10 июля 2012 г. N 03-07-08/176

В связи с письмом о размере ставки налога на добавленную стоимость в отношении сумм диспача, полученных российским портом от грузовладельца (судовладельца) за досрочное выполнение погрузочных работ по экспортируемым товарам, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.

Согласно "пп. 2.5 п. 1 ст. 164" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в отношении работ (услуг), выполняемых (оказываемых) российскими организациями (за исключением организаций трубопроводного транспорта) в морских, речных портах, по перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации, в товаросопроводительных документах которых указан пункт отправления и (или) пункт назначения, находящийся за пределами территории Российской Федерации, применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость.

При этом в соответствии с "пп. 2.2 п. 1 ст. 164" Кодекса в целях данной статьи под перевалкой понимаются погрузка, выгрузка, слив, налив, маркировка, сортировка, упаковка, перемещение в границах морского, речного порта, технологическое накопление грузов, приведение грузов в транспортабельное состояние, их крепление и сепарация.

"Подпунктом 2 п. 1 ст. 162" Кодекса установлено, что налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется с учетом сумм, полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов, либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). В связи с этим суммы диспача, выплачиваемые российскому порту грузовладельцем (судовладельцем) за досрочное выполнение погрузочных работ по экспортируемым товарам, включаются у российского порта в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость как суммы, связанные с оплатой услуг по погрузке товаров. Поэтому в случае, если правомерность применения нулевой ставки подтверждена налогоплательщиком (российским портом) в установленном порядке, то указанные суммы включаются к налоговую базу, по которой применяется нулевая ставка. При неподтверждении налогоплательщиком (российским портом) права на применение нулевой ставки такие суммы включаются в налоговую базу, подлежащую налогообложению по ставке налога на добавленную стоимость в размере 18 процентов согласно "п. 3 ст. 164" Кодекса.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с "Письмом" Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И.В.ТРУНИН

10.07.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).