Письмо Минфина России от 28.02.2012 N 03-11-11/59

Разъяснен порядок учета федеральных целевых субсидий, которые получены на развитие собственного дела индивидуальным предпринимателем, применяющим УСН на основе патента.

Вопрос: Индивидуальный предприниматель осуществляет деятельность по коду "20.10.1" ОКВЭД (распиловка древесины), применяет УСН с объектом налогообложения "доходы". В период с 01.01.2010 по 31.12.2010 в отношении указанного вида деятельности ИП применял УСН на основе патента. В данный период на расчетный счет ИП поступили средства федеральной целевой субсидии.

Согласно разъяснениям налогового органа данные средства подлежат учету в качестве внереализационных доходов в периоде их получения. ИП полагает, что в соответствии с "п. 2.4" Порядка заполнения книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, в графе 4 "Книги" нужно указать как доходы от реализации, так и внереализационные доходы.

В соответствии со "ст. 346.17" НК РФ ИП полагает, что данные средства подлежат учету по мере их расходования.

В каком периоде следует учесть в Книге учета доходов средства федеральной целевой субсидии, полученные ИП на развитие собственного дела в рамках федеральной программы по развитию малого и среднего бизнеса, если они поступили в 2010 г., а израсходованы по целевому назначению в 2011 г.? В 2010 и в 2011 гг. ИП применял УСН на основе патента по одному виду деятельности.

Каков порядок раздельного учета субсидий в книге учета: это отдельная книга для учета субсидии, отдельный лист в книге либо запись в хронологическом порядке?

Предусмотрена ли форма отчета для налоговых органов о целевом расходовании средств субсидии?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 28 февраля 2012 г. N 03-11-11/59

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам налогообложения субсидий, полученных в соответствии с Федеральным "законом" от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения на основе патента, и сообщает следующее.

Согласно "п. 1 ст. 78" Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Положениями "п. 1 ст. 346.17" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определено, что при применении упрощенной системы налогообложения средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученные в соответствии с Федеральным "законом" "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода.

Данный порядок признания в целях налогообложения указанных субсидий распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г. ("п. 2 ст. 2" Федерального закона от 07.03.2011 N 23-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации о порядке учета доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства при оказании им финансовой поддержки").

При этом учет полученных выплат и сумм произведенных за их счет расходов осуществляется налогоплательщиками в "Книге учета" доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, утвержденной Приказом Минфина России от 31.12.2008 N 154н, в порядке, предусмотренном для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов. "Кодексом" не предусмотрена отдельная книга учета доходов в виде полученных субсидий, а также какие-либо формы отчетов, представляемых в налоговые органы, о целевом использовании данных средств.

Вместе с тем следует иметь в виду, что порядок признания расходов налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, установлен соответствующими нормами "ст. ст. 346.16" и "346.17" Кодекса.

Таким образом, доходы в виде средств финансовой поддержки (субсидии) отражаются в доходах и, соответственно, в расходах на дату признания расходов в указанном порядке.

По вопросу налогообложения субсидий, полученных на развитие собственного дела в рамках специальных программ финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в 2010 г., необходимо учитывать следующее.

В соответствии со "ст. 346.15" Кодекса налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении налоговой базы учитывают доходы от реализации в порядке, установленном "ст. 249" Кодекса, и внереализационные доходы в порядке, установленном "ст. 250" Кодекса. При определении налоговой базы не учитываются доходы, указанные в "ст. 251" Кодекса.

Согласно "пп. 14 п. 1 ст. 251" Кодекса к доходам, не учитываемым при налогообложении, относятся доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе в виде полученных грантов.

Грантами признавались денежные средства или иное имущество, предоставляемое на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны здоровья населения (направления - СПИД, наркомания, детская онкология, включая онкогематологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез), охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан, а также на проведение конкретных научных исследований.

Таким образом, средства, полученные индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, на создание собственного бизнеса, не являются грантами в целях "ст. 251" Кодекса. Указанные средства следует учитывать в порядке, предусмотренном "гл. 26.2" Кодекса, в качестве внереализационных доходов.

Вышеизложенный порядок налогообложения распространяется в том числе на средства, полученные в 2010 г. индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения на основе патента, которые были ими использованы в течение 2010 - 2011 гг.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

28.02.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).