Письмо ФНС России от 15.02.2012 N ЕД-4-3/2475

Дистиллят коньячный и коньячный спирт представляют собой один и тот же вид продукции под разными наименованиями. В период с 1 января по 30 июня 2012 г. в отношении коньячного дистиллята применяются ставки акциза, установленные для коньячного спирта. С 1 июля 2012 г. обозначение "спирт коньячный" будет исключено, а в общее понятие "этиловый спирт" будет включен дистиллят коньячный.

Вопрос: О правомерности применения в период с 01.01.2012 по 30.06.2012 ставки акциза, установленной "ст. 193" НК РФ на спирт коньячный, в отношении коньячных дистиллятов.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 15 февраля 2012 г. N ЕД-4-3/2475

Федеральная налоговая служба в связи с обращением ЗАО по вопросу о правомерности применения в период с 01.01.2012 по 30.07.2012 ставки акциза, установленной на спирт коньячный, в отношении коньячных дистиллятов сообщает следующее.

До 01.01.2012 на территории Российской Федерации действовал ГОСТ Р 51145-98 "Спирты коньячные. Технические условия", согласно положениям которого спирты коньячные вырабатываются путем фракционированной дистилляции коньячных (виноградных) виноматериалов и являются основным сырьем в производстве российских коньяков.

Таким образом, как следует из данного определения, спирт коньячный представляет собой дистиллят, т.е. результат процесса дистилляции (перегонки) виноградных виноматериалов.

Аналогичная характеристика коньячного спирта как дистиллята содержится и в утвержденных Приказом Росстата от 09.11.2011 N 454 "Указаниях" по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 1-алкоголь "Сведения о производстве и отгрузке этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной продукции и розливе алкогольной продукции".

В соответствии с положениями терминологического стандарта "ГОСТ Р 52335-2005" "Продукция винодельческая. Термины и определения", устанавливающего термины и определения понятий в области производства винодельческой продукции, российский коньяк определен как винодельческий продукт, изготовленный из коньячных дистиллятов, представляющих собой винные дистилляты с объемной долей этилового спирта от 55,0% до 70,0%, полученные фракционированной дистилляцией (перегонкой) столового виноматериала.

Из совокупности изложенного следует, что обозначение в вышеназванном ГОСТ Р 51145-98 объекта стандартизации как "спирта коньячного", используемого в качестве сырья для производства российских коньяков, не полной мере соответствовало данному в "ГОСТ Р 52335-2005" определению понятия этого сырья.

При этом понятия спирта коньячного как отдельного самостоятельного продукта виноделия "ГОСТ Р 52335-2005" не содержит.

В целях обеспечения соответствия отдельных положений (требований, правил) национальных стандартов, устанавливающих общие технические условия производства продукции, терминам и определениям терминологического стандарта "Приказом" Ростехрегулирования от 15.12.2009 N 1268-ст "Об утверждении национального стандарта" взамен ГОСТ Р 51145-98 был утвержден национальный стандарт Российской Федерации "ГОСТ Р 51145-2009" "Дистилляты коньячные. Технические условия" с датой введения его в действие с 01.01.2012. Одновременно с указанной даты ГОСТ Р 51145-98 был отменен.

Также с 01.01.2012 введен в действие национальный стандарт Российской Федерации "ГОСТ Р 51618-2009" "Российский коньяк. Общие технические условия" (утв. "Приказом" Ростехрегулирования от 15.12.2009 N 907-ст), где основным сырьем для производства коньяка определены дистилляты коньячные, выдержанные не менее трех лет, по физико-химическим и органолептическим показателям соответствующие "ГОСТ Р 51145-2009".

При этом установленные во вновь введенном "ГОСТ Р 51145-2009" характеристики объекта стандартизации (дистиллята коньячного), обязательные требования (в том числе к органолептическим, физико-химические показателям, к применяемому сырью), общие принципы и правила его производства в полном объеме соответствуют требованиям, установленным в ранее действовавшем на спирт коньячный ГОСТ Р 51145-98.

Кроме того, в ряде норм ("п. 7 ст. 9", "пп. 5 п. 1 ст. 10.2") Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) название "дистиллят коньячный" одновременно дополнено указанием в скобках ("спирт коньячный"), что свидетельствует о том, что названный "Закон" рассматривает дистиллят коньячный и коньячный спирт как равнозначную продукцию.

По мнению ФНС России, из совокупности вышеизложенного однозначно следует, что дистиллят коньячный и коньячный спирт представляют собой один и тот же вид продукции под разными наименованиями (обозначениями).

В период до 01.07.2012 в "ст. 181" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), определяющей перечень подакцизных товаров, и "ст. 193" Налогового кодекса, устанавливающей в отношении этих товаров соответствующие ставки акциза, используется такое наименование, как "спирт коньячный".

В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным "законом" от 28.11.2011 N 338-ФЗ в положения "гл. 22" "Акцизы" Налогового кодекса, с 01.07.2012 в общее понятие подакцизного этилового спирта включен дистиллят коньячный. Одновременно с указанной даты обозначение этого подакцизного товара как "спирт коньячный" из положений "ст. ст. 181" и "193" Налогового кодекса исключено.

В этой связи ФНС России считает, что на применяемые (в соответствии с требованиями "ГОСТ Р 51618-2009") в качестве сырья для производства коньяка дистилляты коньячные, удовлетворяющие всем установленным вышеназванным "ГОСТ Р 51145-2009" техническим требованиям, в период с 01.01.2012 по 30.06.2012 могут применяться ставки акциза, установленные "ст. 193" Налогового кодекса в отношении спирта коньячного.

Советник государственной

гражданской службы

Российской Федерации

2 класса

Д.В.ЕГОРОВ

15.02.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).