Письмо Минфина России от 13.02.2012 N 03-04-05/4-167

Разъяснен порядок уплаты НДФЛ при совершении операций с ценными бумагами в 2011 г.

Вопрос: На основании "Письма" Минфина России от 18.10.2011 N 03-04-06/4-272 при исчислении НДФЛ невозможно осуществить сальдирование налоговой базы по сделкам купли-продажи (длинные позиции) ценных бумаг на биржах РФ с налоговой базой по сделкам продажи ценных бумаг, привлеченных по сделкам РЕПО (короткие позиции).

С участием брокера физлицо по одному торговому счету в 2011 г. от длинных позиций получило убыток в сумме 500 000 руб., а от коротких позиций с использованием ликвидных акций получило доход в сумме 200 000 руб., то есть фактически физлицо за год получило убыток - 300 000 руб. Брокер (налоговый агент) не осуществляет сальдирование и исчислил НДФЛ по полученным доходам от коротких позиций (налоговая база - 200 000 руб.).

Возможно ли осуществление сальдирования для целей НДФЛ в данном случае, если прибыли (убытки) по указанным сделкам с одним видом ценных бумаг получены в одном налоговом периоде?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 13 февраля 2012 г. N 03-04-05/4-167

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение о порядке уплаты налога на доходы физических лиц при совершении операций с ценными бумагами и в соответствии со "ст. 34.2" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет.

Налоговая база по операциям РЕПО в 2011 г. определялась в порядке, установленном соответствующими положениями "Кодекса" в редакции, действовавшей до 1 января 2012 г., которые предусматривали нижеследующее.

Согласно "п. 6 ст. 214.3" Кодекса налоговая база по операциям РЕПО определяется как доходы в виде процентов по займам, полученные в налоговом периоде по совокупности операций РЕПО, уменьшенные на величину расходов в виде процентов по займам, уплаченных в налоговом периоде по совокупности операций РЕПО, с учетом положений "абз. 4 п. 4" и "абз. 4 п. 5 данной статьи".

Если величина расходов, указанных в "п. 6 ст. 214.3" Кодекса, определенная с учетом положений "абз. 4 п. 4" и "абз. 4 п. 5 данной статьи", превышает величину доходов, указанных в "п. 6 ст. 214.3" Кодекса, налоговая база по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги, в соответствующем налоговом периоде признается равной нулю.

При этом суммы превышения расходов, указанных в "п. 6 ст. 214.3" Кодекса, определенные с учетом положений "абз. 4 п. 4" и "абз. 4 п. 5 данной статьи", над доходами, указанными в "п. 6 ст. 214.3" Кодекса, принимаются в уменьшение доходов, полученных налогоплательщиком в том же налоговом периоде, указанных в "абз. 3 п. 4" и в "абз. 3 п. 5 ст. 214.3" Кодекса соответственно, в пропорции, рассчитанной как соотношение стоимости ценных бумаг, являющихся объектом операций РЕПО, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, и стоимости ценных бумаг, являющихся объектом операций РЕПО, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, в общей стоимости ценных бумаг, являющихся объектом операций РЕПО.

Из вышеприведенных положений следует, что доходы по операциям купли-продажи ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, определяемые в соответствии с положениями "ст. 214.1" Кодекса, могут быть уменьшены на часть суммы превышения расходов над доходами по операциям РЕПО исходя из пропорции, определяемой в соответствии с "абз. 3 п. 6 ст. 214.3" Кодекса.

Оставшаяся часть убытка может быть учтена в уменьшение доходов по операциям с ценными бумагами, привлеченными по операциям РЕПО (по коротким позициям), без их разделения на обращающиеся и не обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг.

Возможность учета убытков по операциям с ценными бумагами, предусмотренным в "ст. 214.1" Кодекса, при определении налоговой базы по операциям, предусмотренным в "ст. 214.3" Кодекса, данными статьями "Кодекса" не установлена.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

13.02.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).