Письмо ФНС России от 13.02.2012 N ПА-4-6/2250@

Разъяснены вопросы реализации технологии проверки электронных подписей должностных лиц налоговых органов при представлении бухгалтерских и налоговых отчетностей в электронном виде (в частности, в кредитные организации).

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 13 февраля 2012 г. N ПА-4-6/2250@

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ

РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ПРОВЕРКИ ЭП ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ НАЛОГОВЫХ

ОРГАНОВ ПРИ ПРЕДСТАВЛЕНИИ БУХГАЛТЕРСКОЙ И НАЛОГОВОЙ

ОТЧЕТНОСТИ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ ПО МЕСТУ ТРЕБОВАНИЯ

ФНС России разработаны "Требования к составу электронных документов, заверенных электронной подписью налогового органа, представляемых налогоплательщиком по месту требования" (далее - Требования), устанавливающие формат, состав и комплектность представляемых налогоплательщиком электронных документов (www.nalog.ru/html/docs/treb1.doc).

В связи с этим Банком России было выпущено "письмо" от 31.03.2011 N 41-Т "О представлении в кредитные организации бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде" (http://www.cbr.ru/analytics/standart_acts/others/41-t.pdf), в котором кредитным организациям рекомендовано использовать электронную технологию подтверждения (опровержения) соответствия бухгалтерской и налоговой отчетности, представленной в кредитные организации, той отчетности, которая ранее была представлена в налоговый орган. Данная технология реализуется с помощью программного обеспечения, обеспечивающего проверку подлинности "электронной подписи" (далее - ЭП) должностного лица налогового органа, в который отчетность была представлена налогоплательщиком по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС), а также просмотр документов, удостоверенных ЭП должностного лица налогового органа.

В ходе оценки реализации норм Требований и указанного "письма" Банка России были выявлены отдельные вопросы, возникающие в связи с предоставлением налогоплательщиками по месту требования (в частности, в кредитные организации) необходимого комплекта документов, заверенных ЭП должностного лица налогового органа.

1. Используемые налогоплательщиками программные продукты, предназначенные для сдачи отчетности в налоговые органы по ТКС, в ряде случаев из-за ошибок реализации не позволяют сформировать набор данных для предоставления в кредитные организации в соответствии с Требованиями. Отмечены случаи, когда комплектность, формат и структура данных, полученных налогоплательщиками с использованием программных средств специализированных операторов связи для предоставления в кредитные организации, не соответствуют Требованиям, что препятствует внедрению технологии, рекомендованной Банком России и согласованной с ФНС России.

2. В ходе оценки выявлены случаи, когда сертификаты ключей подписи должностных лиц налоговых органов выпущены не Удостоверяющим Центром ФНС России, а удостоверяющими центрами, входящими в Сеть Доверенных удостоверяющих центров ФНС России (далее - Сеть ДУЦ ФНС России).

Удостоверяющие Центры, входящие в Сеть ДУЦ ФНС России, осуществляют выдачу сертификатов ключа подписи как налогоплательщикам, так и должностным лицам территориальных органов ФНС России. При этом в некоторых случаях невозможно определить принадлежность такого сертификата ключа подписи полномочному сотруднику налогового органа.

Обращаем внимание, что в соответствии с письмом ФНС России N ПА-4-6/19891@ от 28.11.2011 "Об электронной подписи должностных лиц налоговых органов" налоговые органы при приеме налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности переходят на использование только сертификата ключа подписи должностного лица налогового органа, выданного Удостоверяющим Центром ФНС России.

С целью решения данной проблемы на официальном сайте ФГУП ГНИВЦ ФНС России в сети Интернет опубликован реестр сертификатов ключей подписи должностных лиц налоговых органов, выданных удостоверяющими центрами, входящими в Сеть ДУЦ ФНС России, которые могут использоваться для установки ЭП на документах налоговой и бухгалтерской отчетности, по адресу http://www.gnivc.ru/power_home/working_fns/.

Учитывая изложенное, рекомендуем:

разработчикам программных средств для налогоплательщиков, обеспечивающих подготовку и представление налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по ТКС, а также разработчикам программных средств для кредитных организаций, обеспечивающих проверку подлинности ЭП должностного лица налогового органа, в который отчетность представлена налогоплательщиком по ТКС, а также просмотр документов, удостоверенных ЭП должностного лица налогового органа, произвести соответствующую доработку программного обеспечения (далее - ПО);

пользователям ПО обращать внимание на наличие в предлагаемом для использования ПО указанного функционала.

Для ознакомления заинтересованных организаций на официальном сайте ФГУП ГНИВЦ ФНС России (www.gnivc.ru) размещены тестовые наборы данных электронных документов, сформированных в соответствии с Требованиями, а также описания структуры и формата набора данных по адресу: http://www.gnivc.ru/software/commercial_software/bank_analitica/.

С Банком России согласовано.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

3 класса

А.С.ПЕТРУШИН

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).