Письмо Минфина России от 10.02.2012 N 03-04-05/3-163

В целях НДФЛ к расходам на приобретение акций, полученных в ходе приватизации предприятия, можно отнести: рыночную стоимость акций на момент их приобретения за ваучеры; номинальную стоимость ваучеров, переданных за эти акции, при отсутствии рыночной стоимости акций; суммы фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с хранением и реализацией указанных акций.

Вопрос: В 1994 г. выданный государством приватизационный ваучер физлицо обменяло на акции российского АО.

В 2005 г. в соответствии с действовавшим на тот период налоговым законодательством при реализации части акций физлицом был получен имущественный вычет по НДФЛ.

Федеральным "законом" от 06.06.2005 N 58-ФЗ в "ст. ст. 214.1" и "220" НК РФ были внесены изменения, в соответствии с которыми в отношении доходов, полученных от реализации ценных бумаг, начиная с 1 января 2007 г. налоговая база стала рассчитываться без применения имущественного налогового вычета, предусмотренного "п. 1 ст. 220" НК РФ.

Вправе ли физлицо при реализации акций воспользоваться правом на получение имущественного вычета по НДФЛ, если учесть, что акции были получены в результате обмена на ваучеры в 1994 г., а проданы после 2007 г.?

На ваучере не была указана его стоимость.

Каков порядок определения стоимости приобретения одной акции для целей НДФЛ?

Вправе ли физлицо учесть деноминацию цен в целях определения размера понесенных расходов на приобретение акций?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 10 февраля 2012 г. N 03-04-05/3-163

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение и по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц доходов, полученных от реализации акций, в соответствии со "ст. 34.2" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок установлены "ст. 214.1" Кодекса.

Федеральным "законом" от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" в "ст. ст. 214.1" и "220" Кодекса внесены изменения, в соответствии с которыми в отношении доходов, полученных от реализации ценных бумаг, начиная с 1 января 2007 г. налоговая база рассчитывается без применения имущественного налогового вычета, предусмотренного "п. 1 ст. 220" Кодекса.

"Статьей 214.1" Кодекса предусмотрено определение доходов от операций купли-продажи ценных бумаг как разницы между суммами доходов, полученных от реализации ценных бумаг, и документально подтвержденными расходами на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг, фактически произведенными налогоплательщиком.

В случае реализации акций, полученных в ходе приватизации предприятия, в качестве расходов на приобретение указанных акций может рассматриваться рыночная стоимость акций на момент их приобретения за ваучеры, либо номинальная (договорная) стоимость ваучеров, переданных за эти акции, при отсутствии рыночной стоимости акций, а также суммы фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с хранением и реализацией указанных акций.

Положения "Кодекса" не содержат механизма учета размера понесенных расходов на приобретение ценных бумаг в период действия на территории Российской Федерации иных масштабов цен, то есть до 1 января 1998 г., при определении в современных условиях налоговой базы в отношении доходов, полученных физическими лицами от реализации ценных бумаг.

Возможность учета деноминации цен, а также инфляции в целях определения размера понесенных расходов на приобретение ценных бумаг "Кодексом" не предусмотрена.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

10.02.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).