Письмо Минфина России от 07.02.2012 N 03-11-06/2/22

Общество с ограниченной ответственностью, преобразованное из ОАО, вправе перейти на УСН в порядке, установленном для вновь созданных организаций.

Вопрос: В августе 2011 г. была осуществлена реорганизация ОАО в форме преобразования в ООО. В результате преобразования ООО стало правопреемником ОАО по всем правам и обязательствам.

Согласно "ст. 50" НК РФ исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника. Реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником этого юридического лица.

ОАО применяло УСН. ООО полагает, что в данном случае имеет место универсальное правопреемство и к нему наряду с другими правами переходит и право реорганизованного юридического лица на применение УСН, в том числе и в течение налогового периода - 2011 г.

Практика арбитражных судов исходит из того, что правопреемник реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном "НК" РФ для налогоплательщиков, в том числе и правом на применение УСН реорганизуемого юридического лица (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.01.2005 "N А19-7697/04-45-Ф02-5642/04-С1", ФАС Уральского округа от 01.03.2007 "N Ф09-1144/07-С3"). Суды исходят из того, что вопрос о порядке перехода на УСН организации в случае ее создания в результате реорганизации путем преобразования в "НК" РФ не регламентирован.

В настоящее время показатели деятельности ООО соответствуют требованиям согласно "ст. 346.12" НК РФ, при наличии которых налогоплательщик вправе применять УСН.

Вправе ли ООО применять УСН?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 7 февраля 2012 г. N 03-11-06/2/22

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке применения упрощенной системы налогообложения и на основании содержащейся в письме информации сообщает следующее.

На основании "ст. 15" Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" общество может быть добровольно реорганизовано в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом. Реорганизация общества может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

При этом общество считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Государственная регистрация вновь возникших в результате реорганизации обществ и внесение записи о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются в порядке, установленном федеральными законами.

Вместе с тем при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом ("п. 5 ст. 58" Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с "п. 1 ст. 16" Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность.

Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения установлены "ст. 346.13" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Учитывая, что при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) возникает новое юридическое лицо, на него распространяется порядок перехода на упрощенную систему налогообложения, который предусмотрен "п. 2 ст. 346.13" Кодекса, то есть тот же порядок, что и на вновь созданные организации.

В частности, вновь возникшее юридическое лицо при соблюдении положений "п. 3 ст. 346.12" Кодекса может в установленный срок подать в налоговый орган заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, указав в нем выбранный объект налогообложения ("доходы" или "доходы, уменьшенные на величину расходов").

Таким образом, организация, реорганизованная путем преобразования открытого акционерного общества в общество с ограниченной ответственностью, до указанной реорганизации применявшая упрощенную систему налогообложения, переход на данный специальный налоговый режим может осуществить в порядке, установленном "п. 2 ст. 346.13" Кодекса.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

07.02.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).