Письмо ФНС России от 06.02.2012 N ЕД-4-3/1818

Если организация купила в рассрочку объект недвижимости, ввела его в эксплуатацию и зарегистрировала права на него в период применения УСН с объектом "доходы", а оплату за указанное имущество вносит после перехода на данный спецрежим с объектом "доходы минус расходы", то все платежи (включая проценты за коммерческий кредит) учитываются в расходах равными долями.

Вопрос: О порядке учета расходов на приобретение нежилого помещения, а также расходов по уплате процентов за предоставление рассрочки по оплате стоимости указанного помещения, в случае если помещение приобретено, введено в эксплуатацию и права на него зарегистрированы в периоде применения УСН с объектом налогообложения "доходы", а оплата стоимости помещения произошла после смены объекта налогообложения на "доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов".

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 6 февраля 2012 г. N ЕД-4-3/1818

Федеральная налоговая служба рассмотрела запрос о порядке учета расходов на приобретение основных средств при смене объекта налогообложения налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, и сообщает следующее.

В соответствии с "пп. 1 п. 1 ст. 346.16" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении объекта налогообложения в случае, когда в качестве объекта налогообложения используются доходы, уменьшенные на величину расходов, налогоплательщик упрощенной системы налогообложения (далее - УСН) вправе уменьшить полученные доходы на расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств (с учетом положений "п. п. 3" и "4 ст. 346.16" Кодекса).

Указанные расходы в отношении приобретенных основных средств в период применения УСН включаются в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию ("пп. 1 п. 3 ст. 346.16" Кодекса).

В течение налогового периода данные расходы принимаются за отчетные периоды равными долями ("п. 3 ст. 346.16" Кодекса).

Основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, учитываются в расходах с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав.

Согласно "пп. 4 п. 2 ст. 346.17" Кодекса названные расходы отражаются в налоговом учете в последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм. При этом данные расходы учитываются только по основным средствам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности.

В связи с этим расходы при приобретении основного средства, введенного в эксплуатацию, оплата стоимости которого в соответствии с договором осуществляется в рассрочку, учитываются при определении налоговой базы в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, в отчетном (налоговом) периоде равными долями за отчетные периоды в размере фактически уплаченных сумм.

Что касается расходов по уплате процентов за кредит, то согласно "п. 23" Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, в состав фактически произведенных затрат на приобретение объекта имущества включаются уплачиваемые проценты по предоставленному при приобретении коммерческому кредиту.

"Пунктом 1 ст. 823" Гражданского кодекса Российской Федерации договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом.

Таким образом, расходы по уплате процентов за предоставление рассрочки по оплате стоимости приобретенного нежилого помещения должны учитываться при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в составе расходов на приобретение основных средств в порядке, установленном "п. 3 ст. 346.16" Кодекса.

Учитывая изложенное, исходя из описанной в запросе ситуации организация при применении упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов (в 2012 - 2015 гг.), вправе учитывать в составе расходов суммы платежей (включая проценты за кредит), уплаченные после смены объекта налогообложения (после 01.01.2012) за объект недвижимости, приобретенный, введенный в эксплуатацию и права на который зарегистрированы в периоде применения упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, в вышеуказанном порядке. То есть каждый платеж, осуществленный в течение года, по результатам которого объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, может быть учтен равными долями в течение оставшихся отчетных периодов этого года после даты его оплаты.

Так, если часть стоимости основного средства оплачена в первом квартале 2012 г., то уплаченная сумма будет учитываться равными долями по итогам первого квартала, полугодия, девяти месяцев и календарного года (2012 г.).

Если последующая часть оплаты стоимости основного средства производится во втором квартале этого года, то расходы принимаются равными долями по итогам полугодия, девяти месяцев и календарного года. Уплаченная сумма в третьем квартале учитывается по итогам девяти месяцев и календарного года, а уплаченный платеж в четвертом квартале полностью включается в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по итогам налогового периода (2012 г.). Аналогично учитываются платежи в последующие годы.

Советник государственной

гражданской службы

Российской Федерации

2 класса

Д.В.ЕГОРОВ

06.02.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).