Письмо Минфина России от 03.02.2012 N 03-02-07/1-30

Осуществление деятельности организации не по месту ее нахождения без создания стационарных рабочих мест не приводит к образованию обособленного подразделения.

Вопрос: Организация (исполнитель), зарегистрированная в г. Москве, заключила долгосрочный договор на оказание услуг по обмывке локомотивов. Выполнение данных работ проводится в разных регионах РФ на территории заказчика. По условиям заключенных договоров заказчик обеспечивает работников моющими средствами (давальческие материалы), а хозяйственный инвентарь (щетки, ведра и т.д.) закупает исполнитель.

Все работники приняты на работу в г. Москве, но проживают в тех регионах, где ведутся работы по обмывке локомотивов.

Согласно условиям заключенных договоров оказание услуг (выполнение работ) осуществляется на территории и производственных мощностях заказчика; работы выполняются силами исполнителя, но с частичным иждивением заказчика в части предоставления производственных площадей и моющих средств в объеме, необходимом для оказания услуг (выполнения работ) по договору. Иные материалы приобретаются исполнителем своими силами и за свой счет.

Исполнитель не арендует на территории заказчика рабочие места, оборудование и прочее имущество, предоставление большинства расходных материалов является обязанностью заказчика по договору и производится за его счет, оказываемые услуги осуществляются в интересах и в отношении имущества заказчика, а исполнитель только получает плату за проделанную работу, в ходе выполнения договорных обязательств на территории заказчика исполнитель не имеет возможности контролировать своих работников.

В соответствии с "п. 2 ст. 11" НК РФ обособленным подразделением признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

При этом "ст. 209" ТК РФ закреплено понятие рабочего места, которым признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Контроль предполагает наличие у работодателя прав по распоряжению, пользованию и владению помещением, а также необходимыми для работы оборудованием и инструментами.

Таким образом, по месту оказания услуг не создаются и не оборудуются стационарные рабочие места и, следовательно, не требуется создавать обособленное подразделение.

В соответствии с "п. 9 ст. 83" НК РФ в случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом.

Возникают ли в данном случае у организации обособленные подразделения? Если да, то необходимо ли регистрировать обособленные подразделения в каждом из регионов, в котором оказываются данные услуги?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 3 февраля 2012 г. N 03-02-07/1-30

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо о постановке на учет в налоговом органе организации по месту осуществления деятельности и сообщается следующее.

На основании содержащейся в обращении информации не представляется возможным определить наличие либо отсутствие обособленного подразделения организации по месту выполнения работ по обмывке локомотивов. Полагаем, что для решения указанного вопроса следует учитывать фактический характер отношений между организацией-заказчиком и организацией-исполнителем, содержание трудового договора, заключаемого между организацией и соответствующими работниками, а также другие фактические обстоятельства осуществления организацией деятельности вне места своего нахождения.

Осуществление деятельности организации на территории, территориально обособленной от места нахождения организации, без создания стационарных рабочих мест не приводит к образованию обособленного подразделения, предусмотренного "п. 2 ст. 11" Налогового кодекса Российской Федерации.

При наличии затруднений при постановке на учет в налоговом органе решение на основе представленных налогоплательщиком данных, в том числе документов, на основании которых осуществляется деятельность вне места нахождения организации, принимается налоговым органом.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

03.02.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).