Письмо Минфина России от 03.02.2012 N 03-03-06/2/12

Разъяснен порядок уплаты налога на прибыль в отношении сделок хеджирования, которые были заключены до 1 июля 2009 г.

Вопрос: В соответствии со "ст. 304" НК РФ убыток по сделкам хеджирования, заключенным с учетом требований "ст. 301" НК РФ, уменьшает налоговую базу, определенную в соответствии с положениями "ст. 274" НК РФ, при расчете которой учитываются доходы и расходы, связанные с объектом хеджирования.

В соответствии с положениями "ст. 326" НК РФ (в редакции, действующей как до 01.01.2010, так и в новой редакции) доходы (расходы), связанные с финансовыми инструментами срочных сделок, заключенными в целях компенсации неблагоприятных последствий, которые могут возникнуть в результате изменения цены, курса валюты, значений процентных ставок, фондовых индексов или иных показателей объектов хеджировании, учитываются на конец (отчетного) налогового периода, на дату исполнения сделок, а также на каждую дату проведения расчетов, если они предусмотрены условиями указанных сделок.

В 2007 г. в целях хеджирования процентного риска, связанного с возможным ростом ставки ЛИБОР, с учетом которой определяется процентная ставка по привлеченным денежным средствам, банк заключил сделку "расчетный процентный своп", дата завершения которой наступит в 2014 г. Данная сделка предусматривает проведение промежуточных расчетов при изменении требований (обязательств) в связи с изменением значений ставки ЛИБОР.

Правомерно ли учитывать для целей налога на прибыль убыток по вышеназванной сделке, полученный в 2010, 2011 гг. в результате снижения ставки ЛИБОР, на каждую дату проведения расчетов в соответствии с условиями сделки, а также на конец каждого отчетного (налогового) периода?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 3 февраля 2012 г. N 03-03-06/2/12

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке налогообложения прибыли организаций по сделкам хеджирования, заключенным до 1 июля 2009 г., и сообщает следующее.

Порядок определения налоговой базы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок установлен "ст. ст. 301" - "305" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В соответствии с "п. 2 ст. 13" Федерального закона от 25.11.2009 N 281-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, заключенным до 1 июля 2009 г., дата завершения которых наступает с 1 января 2010 г., применяются положения "гл. 25" НК РФ, в том числе в части переоценки, действовавшие в 2009 г. Убытки по таким сделкам признаются после завершения сделки с 1 января 2010 г. в порядке, установленном "НК" РФ (в редакции указанного Федерального закона).

В соответствии с "п. 5 ст. 304" НК РФ (в редакции, действовавшей в 2009 г.) при условии оформления операций хеджирования с учетом требований "п. 5 ст. 301" НК РФ доходы по таким операциям с финансовыми инструментами срочных сделок увеличивают, а расходы уменьшают налоговую базу по другим операциям с объектом хеджирования.

В соответствии со "ст. 326" НК РФ (в редакции, действовавшей в 2009 г.), если по условиям сделки предусмотрено проведение промежуточных расчетов при изменении стоимостной оценки требований (обязательств) в связи с падением (ростом) официальных курсов иностранных валют к российскому рублю либо рыночных (биржевых) цен на товары, налогоплательщик определяет доходы (расходы) на каждую дату проведения таких расчетов в соответствии с условиями сделки.

При увеличении (уменьшении) рублевого эквивалента требований (обязательств) в иностранной валюте в связи с изменением официальных курсов иностранных валют к российскому рублю либо при увеличении (уменьшении) требований (обязательств) в связи с изменением рыночных котировок базисного актива сумма положительных (отрицательных) разниц либо увеличения (снижения) требований (обязательств), образовавшаяся за период с даты заключения сделки (даты окончания предыдущего отчетного (налогового) периода) до даты исполнения сделки (окончания отчетного (налогового) периода), включается в состав доходов (расходов), формирующих налоговую базу по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок.

Учитывая изложенное, по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, заключенными до 1 июля 2009 г., дата завершения которых наступает с 1 января 2010 г., признанными операциями хеджирования в порядке, установленном "п. 5 ст. 304" НК РФ (в редакции, действовавшей в 2009 г.), доходы увеличивают, а расходы уменьшают налоговую базу по другим операциям с объектом хеджирования. При этом доходы и расходы до момента завершения таких сделок определяются на дату проведения промежуточных расчетов, а также на конец каждого отчетного (налогового) периода.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не является нормативным правовым актом и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

03.02.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).