Письмо Минфина России от 03.02.2012 N 03-03-06/1/58

Плата за осуществление валютного контроля учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Вопрос: По решению участников ООО в состав участников приняты новые члены. Новые участники, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, оплачивают вклады в уставный капитал в иностранной валюте (долларах США). Операции по зачислению иностранной валюты на счет ООО от лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, подлежат валютному контролю, который осуществляется банком. За оказание услуги валютного контроля банк взимает плату и выставляет ООО счета-фактуры.

Возможно ли учитывать при исчислении налога на прибыль расходы в виде платы за осуществление банком валютного контроля зачисления средств в качестве вклада в уставный капитал ООО? Вправе ли ООО принять к вычету НДС, предъявленный при приобретении данных услуг валютного контроля?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 3 февраля 2012 г. N 03-03-06/1/58

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам, связанным с учетом операций при приобретении услуг банка по осуществлению функций валютного контроля, и сообщает следующее.

"Статьей 22" Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ) определены органы и агенты валютного контроля.

В силу "п. 3 ст. 22" Федерального закона N 173-ФЗ агентами валютного контроля являются в том числе уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации.

На основании "пп. 1 п. 7 ст. 23" Федерального закона N 173-ФЗ агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Центральный банк Российской Федерации в "п. 3" Информационного письма от 31.03.2005 N 31 указал, что в соответствии с положениями Федерального "закона" N 173-ФЗ, а также с учетом "ст. 421" Гражданского кодекса Российской Федерации уполномоченные банки вправе взимать плату за выполнение ими функций агентов валютного контроля, в том числе с клиентов, оформивших в этих банках паспорта сделок по внешнеторговым контрактам, а также вправе самостоятельно определять размер и порядок взимания платы за выполнение ими функций агентов валютного контроля.

В соответствии с "пп. 25 п. 1 ст. 264" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся в том числе расходы на оплату услуг банков.

Таким образом, плата за осуществление функций валютного контроля учитывается в целях налогообложения прибыли организаций в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании "пп. 25 п. 1 ст. 264" НК РФ.

На основании "п. 2 ст. 171" и "п. 1 ст. 172" НК РФ суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении услуг на территории Российской Федерации, подлежат вычетам в случае использования этих услуг для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость, на основании счетов-фактур, выставленных продавцами услуг, после принятия на учет и при наличии соответствующих первичных документов.

Таким образом, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные при приобретении на территории Российской Федерации услуг банка по осуществлению функций валютного контроля, подлежат вычету в указанном порядке при соблюдении вышеназванных условий.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

03.02.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).