Письмо Минфина России от 02.02.2012 N 03-05-04-02/10

Налоговый кодекс РФ предусматривает возможность установления дифференцированных ставок по земельному налогу в зависимости от категории земель или вида разрешенного использования участка. В целях установления льгот по указанному налогу лица, проживающие в индивидуальных и многоэтажных жилых домах, могут быть объединены в отдельные категории налогоплательщиков.

Вопрос: Об установлении в нормативных правовых актах представительных органов муниципальных образований (законах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) льготной категории налогоплательщиков по земельному налогу в зависимости от проживания налогоплательщиков в индивидуальных, малоэтажных, среднеэтажных и многоэтажных жилых домах, а также об установлении дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категории земель и (или) разрешенного использования земельного участка (в том числе индивидуальная застройка, под многоквартирными домами).

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 2 февраля 2012 г. N 03-05-04-02/10

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу установления льготной категории налогоплательщиков по земельному налогу в зависимости от проживания налогоплательщиков в индивидуальных, малоэтажных, среднеэтажных и многоэтажных жилых домах и сообщает следующее.

Согласно "ст. 56" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

Налоговым "кодексом" не определено понятие "категория налогоплательщиков". Вместе с тем исходя из сущности этого понятия следует, что в каждой конкретной категории налогоплательщиков отражаются наиболее общие признаки и существенные свойства, характерные только для соответствующей совокупности налогоплательщиков.

На основании "п. 2 ст. 387" Налогового кодекса при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

При этом обращаем внимание, что предоставление налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков не должно вступать в противоречие с положениями "ст. 3" Налогового кодекса.

Согласно "п. 2 ст. 35" Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав жилых зон могут включаться: зоны застройки индивидуальными жилыми домами; зоны застройки малоэтажными жилыми домами; зоны застройки среднеэтажными жилыми домами; зоны застройки многоэтажными жилыми домами.

Учитывая изложенное, полагаем, что лица, проживающие в указанных видах жилых домов, могут быть объединены в отдельные категории налогоплательщиков.

Одновременно отмечаем, что в соответствии со "ст. 394" Налогового кодекса налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать размеров, установленных данной "статьей" Налогового кодекса.

При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категории земель и (или) разрешенного использования земельного участка (в том числе индивидуальная застройка, под многоквартирными домами).

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И.В.ТРУНИН

02.02.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).