Письмо Минфина России от 02.02.2012 N 03-07-11/28

Если согласно договору поставки товаров расчеты производятся в рублях, а цена в нем указана в условных денежных единицах, то в счете-фактуре на отгруженные товары, по которым была получена полная предоплата в рублях, стоимость всего количества отгруженных товаров без учета налога указывается в рублях исходя из полученной предоплаты (без перерасчета по курсу ЦБ РФ на дату отгрузки). Предъявляемый покупателю НДС также рассчитывается исходя из суммы предоплаты.

Вопрос: Организация заключила договор на поставку товаров в условных денежных единицах (у. е.) со 100%-ной предоплатой. Организация перечислила продавцу 100%-ную предоплату в счет предстоящих поставок товаров в рублях в сумме, эквивалентной у. е.

С 1 октября 2011 г. вступили в силу изменения, внесенные в "гл. 21" НК РФ, регламентирующие порядок определения налоговой базы в отношении обязательств, оплата которых предусмотрена в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в у. е.

Принимаются ли к вычету суммы НДС, предъявленные продавцом товаров, в случае если "счет-фактура" выставлен в у. е.? По какому курсу необходимо определить размер вычета по НДС? Возникают ли в данном случае суммовые разницы?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 2 февраля 2012 г. N 03-07-11/28

В связи с письмом по вопросам определения с 1 октября 2011 г. суммы вычетов налога на добавленную стоимость при приобретении товаров по договорам, предусматривающим 100% предоплату в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в условных денежных единицах, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.

Согласно "п. 1 ст. 172" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в редакции Федерального закона от 19.07.2011 N 245-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" при приобретении товаров по договорам, обязательство об оплате которых предусмотрено в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в условных денежных единицах, налоговые вычеты, произведенные в порядке, предусмотренном гл. 21 Кодекса, при последующей оплате указанных товаров не корректируются. Суммовые разницы в части налога на добавленную стоимость, возникающие у покупателя при последующей оплате, учитываются в составе внереализационных доходов в соответствии со "ст. 250" Кодекса или в составе внереализационных расходов в соответствии со "ст. 265" Кодекса.

На основании "п. 1 ст. 172" Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные "ст. 171" Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров. Вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров на территории Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров и при наличии соответствующих первичных документов.

Таким образом, одним из обязательных условий применения налоговых вычетов является наличие счетов-фактур. При этом для применения налоговых вычетов при наличии счетов-фактур в условных денежных единицах пересчет покупателем условных денежных единиц в рубли "гл. 21" Кодекса не предусмотрен.

Учитывая изложенное, для применения вычета сумм налога на добавленную стоимость, предъявляемых налогоплательщикам по товарам, приобретаемым по договорам, предусматривающим 100%-ную предоплату в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в условных денежных единицах, в счетах-фактурах по товарам, отгруженным в счет указанной предоплаты, в графе 5 "счета-фактуры", в которой указывается стоимость всего количества отгруженных по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) без налога на добавленную стоимость, должна быть указана стоимость товаров без налога в рублях, исходя из полученной 100%-ной предоплаты в рублях без перерасчета по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату отгрузки.

В графе 8 "счета-фактуры", в которой указывается сумма налога на добавленную стоимость, предъявляемая покупателю товаров (выполненных работ, оказанных услуг) при их реализации, должна быть указана сумма налога, определяемая исходя из ставок, применяемых к налоговой базе, то есть к стоимости товаров (работ, услуг), указанной в графе 5 счета-фактуры.

Одновременно отмечаем, что согласно "пп. "м" п. 1" Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1137 "О формах и Правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость", при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав по договорам, обязательство об оплате которых предусмотрено в российских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах, в "строке 7" счета-фактуры "Валюта: наименование, код" указываются наименование и код валюты Российской Федерации.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с "Письмом" Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Н.А.КОМОВА

02.02.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).