Письмо Минфина России от 01.02.2012 N 03-11-06/3/5

В целях ЕНВД при определении площади торгового зала площади отдельных помещений, находящихся в одном здании, суммируются, если в соответствии с инвентаризационными и правоустанавливающими документами данные помещения относятся к одному магазину. Если же согласно указанным документам эти помещения относятся к разным магазинам, то площадь торгового зала определяется по каждому помещению отдельно.

Вопрос: ООО с 1998 г. владеет на праве собственности торговым предприятием (зданием). На данное предприятие имеются один документ, подтверждающий право собственности, и один технический паспорт. Здание состоит из трех обособленных залов.

В первом зале площадью 79 кв. м имеется отдельный вход для посетителей. В данном зале оказываются услуги общественного питания. С 2003 г. в отношении указанной деятельности ООО применяет систему налогообложения в виде ЕНВД.

Два других зала имеют один вход с улицы, через тамбур, из которого два входа в торговые залы. Один зал - 79 кв. м, второй зал - 254 кв. м. В указанных залах ООО осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами с разными графиками работы.

В торговом зале площадью 79 кв. м в 2011 г. было проведено определение площади торгового зала, так как ранее по периметру зала были установлены решетки, и площадь зала стала 46 кв. м. Малый зал имеет выход на улицу для приемки хлебобулочных изделий. Каждый зал имеет места для расчета с покупателями, торговое оборудование для выкладки и хранения товаров в торговых залах, подсобные и бытовые помещения.

Имеет ли право ООО применять систему налогообложения в виде ЕНВД в отношении розничной торговли в малом зале (площадь - 46 кв. м)?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 1 февраля 2012 г. N 03-11-06/3/5

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и на основании информации, изложенной в письме, сообщает следующее.

Согласно "пп. 6 п. 2 ст. 346.26" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности переводится предпринимательская деятельность в сфере розничной торговли, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли.

Исходя из "ст. 346.27" Кодекса к стационарной торговой сети, имеющей торговые залы, относится торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях (их частях), имеющих оснащенные специальным оборудованием обособленные помещения, предназначенные для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей. К данной категории торговых объектов относятся магазины и павильоны.

Под магазином согласно указанной "статье" Кодекса понимается специально оборудованное здание (его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже.

Площадью торгового зала признается часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

В целях применения "гл. 26.3" Кодекса к инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся любые имеющиеся у организации или индивидуального предпринимателя документы на объект стационарной торговой сети, содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и другие документы).

В соответствии со "ст. 346.29" Кодекса при исчислении суммы единого налога на вмененный доход в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны, используется физический показатель "площадь торгового зала (в квадратных метрах)".

Таким образом, если розничная торговля осуществляется с использованием нескольких торговых помещений с площадью торгового зала не более 150 кв. м каждое, которые расположены в одном здании и относятся согласно инвентаризационным и правоустанавливающим документам к одному магазину, то для определения величины физического показателя при расчете суммы единого налога на вмененный доход суммируется площадь всех торговых залов таких помещений.

Одновременно следует отметить, что предпринимательская деятельность в сфере розничной торговли, осуществляемая с использованием объекта розничной торговли с площадью торгового зала свыше 150 кв. м, не подлежит переводу на уплату единого налога на вмененный доход и должна облагаться налогами в рамках общего режима налогообложения или в соответствии с упрощенной системой налогообложения.

Если розничная торговля осуществляется с использованием нескольких помещений с площадью торгового зала не более 150 кв. м каждое, которые находятся в одном здании, но являются согласно инвентаризационным и правоустанавливающим документам самостоятельными магазинами, то при расчете суммы единого налога на вмененный доход учитывается площадь торгового зала по каждому такому торговому объекту (магазину) в отдельности исходя из данных, указанных в инвентаризационных и правоустанавливающих документах.

Также обращаем внимание, что согласно "п. 9 ст. 346.29" Кодекса в случае, если в течение налогового периода у налогоплательщика произошло изменение величины физического показателя, налогоплательщик при исчислении суммы единого налога учитывает указанное изменение с начала того месяца, в котором произошло изменение величины физического показателя.

При этом если данные инвентаризационных и правоустанавливающих документов на помещение, используемое в целях ведения предпринимательской деятельности (в частности, розничной торговли), не соответствуют данным фактического использования помещения (по причине перепланировки, реконструкции, переоборудования и т.д.), то следует внести соответствующие изменения в указанные документы.

Кроме того, сообщаем, что согласно "Положению" о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 (далее - Положение), и "Регламенту" Минфина России, утвержденному Приказом Минфина России от 23.03.2005 N 45н (далее - Регламент), в Минфине России рассматриваются индивидуальные и коллективные обращения граждан и организаций по вопросам, находящимся в сфере ведения Минфина России.

При этом в соответствии с "Положением" и "Регламентом" в Минфине России, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

01.02.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).