Письмо Минфина России от 29.12.2012 N 03-08-13

Если российское юрлицо, осуществляющее международные перевозки, организует на территории Республики Беларусь стоянку автомашин для ремонта и других вспомогательных нужд, то данная деятельность признается непосредственно связанной с международной перевозкой и не приводит к налогообложению прибыли на территории указанного государства.

Вопрос: Об отнесении деятельности российской организации (ООО) по организации стоянки на территории Республики Беларусь для ремонта автомашин и других вспомогательных нужд к деятельности, осуществляемой в рамках основной деятельности (международные автотранспортные перевозки, транспортно-экспедиторская деятельность и транспортно-грузовые перевозки), для целей налогообложения налогом на прибыль.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 29 декабря 2012 г. N 03-08-13

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос относительно возможности отнесения деятельности российской организации ООО на территории Республики Беларусь к деятельности по осуществлению международных перевозок в рамках применения положений "Соглашения" между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 (далее - Соглашение) и сообщает.

Как указано в обращении ООО, данная организация осуществляет транспортно-экспедиторские и транспортно-грузовые перевозки в международном сообщении и планирует заключить договор аренды стоянки на территории Республики Беларусь для обслуживания автотехники и других вспомогательных нужд (отдыха и смены водителей, передачи путевых листов курьером, медосмотра и пр.). Белорусскими налоговыми органами деятельность указанной российской организации переквалифицирована как деятельность организации, осуществляющей только управленческие функции перевозочным процессом на территории Республики Беларусь.

Данная позиция не поддерживается на основании следующего.

Согласно "ст. 8" "Прибыль от международных перевозок" Соглашения прибыль предприятия Договаривающегося Государства от эксплуатации в международных перевозках транспортных средств, указанных в "пп. "ж" п. 1 ст. 3" "Общие определения" Соглашения, облагается налогом только в этом Государстве.

В соответствии с "пп. "ж" п. 1 указанной ст. 3" Соглашения термин "международная перевозка" означает любую перевозку морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, осуществляемую предприятием Договаривающегося Государства, кроме случаев, когда перевозка осуществляется между пунктами, расположенными в одном и том же Договаривающемся Государстве.

Принадлежность деятельности российской организации к международным перевозкам регулируется не только межправительственным "Соглашением" об избежании двойного налогообложения, но также "Конвенцией" "О Договоре международной дорожной перевозки грузов" (далее - Конвенция) от 19.05.1956, участником которой с апреля 1993 г. является Республика Беларусь.

Согласно "п. 1 ст. 1" Конвенция применяется ко всякому договору дорожной перевозки грузов за вознаграждение посредством транспортных средств, когда место погрузки груза и место доставки груза, указанные в контракте, находятся на территории двух различных стран, из которых по крайней мере одна является участницей Конвенции.

Основным документом, подтверждающим факт осуществления международной перевозки, является накладная ("ст. 4 гл. III" Конвенции).

Поскольку компетентным российским органом в области транспорта (Федеральная служба по надзору в сфере транспорта) вышеуказанной российской организации был выдан допуск российского перевозчика к осуществлению международных автомобильных перевозок, данная организация действительно является организацией, осуществляющей международные перевозки, а также транспортно-экспедиторскую деятельность и транспортно-грузовые перевозки на основании выданных российскими органами разрешительных документов.

Что касается организации стоянки для ремонта автомашин и других нужд на территории Республики Беларусь, то необходимо отметить следующее.

Согласно "пп. "в" п. 3 ст. 5" "Постоянное представительство" Соглашения к постоянному представительству не относится содержание постоянного места деятельности только для целей осуществления для этого предприятия любой другой деятельности подготовительного или вспомогательного характера.

Кроме того, в соответствии с комментариями Организации экономического содружества и развития (ОЭСР) к типовой модели Конвенции об избежании двойного налогообложения доходов и капитала в отношении ст. 8 "Международные перевозки" указывается, что у предприятий Договаривающихся Государств любую деятельность, осуществляемую, в первую очередь, в дополнение к основной деятельности по международным перевозкам пассажиров и грузов, следует признать непосредственно связанной с такой перевозкой. Деятельность, непосредственно связанная с международной перевозкой, не должна рассматриваться как отдельная деятельность или отдельный источник дохода компании, и такую деятельность следует рассматривать как дополнительную к основной деятельности по международной перевозке.

Таким образом, поддерживаем мнение о том, что деятельность российской компании по организации стоянки должна рассматриваться как деятельность, осуществляемая в рамках основной деятельности, непосредственно связанная с международной перевозкой, и не должна приводить к соответствующему налогообложению прибыли российской организации на территории Республики Беларусь.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И.В.ТРУНИН

29.12.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).