Письмо Минфина России от 27.12.2012 N 03-03-06/1/727

Затраты, понесенные при тестировании рекламной концепции, в целях налога на прибыль не признаются расходами на рекламу или на исследование конъюнктуры рынка.

Вопрос: В целях продвижения уже существующей на рынке продукции или запуска новой ООО несет расходы на создание нескольких вариантов рекламных концепций, направленных на поиск наиболее успешного варианта рекламной концепции, оказывающей максимальное стимулирующее воздействие на спрос потребителей. В результате проведение тестирования с участием потенциальных потребителей и изучения конъюнктуры рынка выбирается для использования и запуска только одна рекламная концепция, которая является наиболее успешной по отзывам респондентов, или не выбирается ни одной из разработанных рекламный концепций ввиду того, что проведенные тестирования и исследования рынка показывают, что использование разработанных рекламных концепций приведет организацию к дополнительным и неэффективным расходам на развитие рекламных концепций, не оказывающих стимулирующего воздействия на продвижение продукции на рынке или ухудшающих восприятие продукта потенциальными потребителями, а также наносящих вред имиджу продукта и организации в целом.

Положения "п. 1 ст. 252" НК РФ устанавливают, что налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в "ст. 270" НК РФ), при этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, понесенные налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Положения "пп. 27" и "28 п. 1 ст. 264" НК РФ устанавливают право налогоплательщика учитывать в составе прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией, расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и (или) реализацией продукции налогоплательщика, и расходы на рекламу производимых и (или) реализуемых товаров налогоплательщика.

Учитываются ли расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с принятием решения о производстве и реализации продукции, единовременно в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в целях налога на прибыль, не дожидаясь момента запуска продукции, в отношении которой производились изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, тестирование?

Имеет ли право ООО учитывать все затраты, связанные с разработкой и исследованием/тестированием рекламных концепций, в отношении которых было принято решение об использовании, а также тех, по которым принято решение не использовать в целях продвижения продукции, в расходах при исчислении налога на прибыль?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 27 декабря 2012 г. N 03-03-06/1/727

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета расходов, связанных с разработкой и исследованием/тестированием рекламных концепций, и сообщает следующее.

"Подпунктом 27 п. 1 ст. 264" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг), относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

В соответствии с "пп. 28 п. 1 ст. 264" Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений "п. 4 указанной статьи".

"Пунктом 4 ст. 264" Кодекса установлено, что к расходам организации на рекламу в целях гл. 25 Кодекса относятся, в частности, расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Согласно "п. 1 ст. 3" Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) реклама представляет собой информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под понятием "неопределенный круг лиц" подразумеваются лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Следовательно, поскольку тестирование рекламной концепции проводится только с участием потенциальных потребителей (ограниченный круг лиц), такие расходы не могут быть отнесены к рекламным.

Указанные расходы, по мнению Департамента, также не могут быть учтены в рамках "пп. 27 п. 1 ст. 264" Кодекса, поскольку не связаны с текущим изучением (исследованием) конъюнктуры рынка.

Одновременно сообщаем, что в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

27.12.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).