Письма Минфина России от 26.12.2012 N 03-01-18/10-197

Если в 2012 г. сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным налогоплательщиком с одним лицом, составляет менее 100 млн руб., а в 2013 г. - менее 80 млн руб., то в отношении таких контролируемых сделок налогоплательщик не подает уведомление, а ФНС России не проводит проверку соответствия цен рыночным.

Вопрос: О порядке уведомления налоговых органов о совершенных налогоплательщиками в календарном году контролируемых сделках, а также об отсутствии оснований для уведомлений, подготовки документации налогоплательщиками и проведения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами в ситуациях, когда сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным налогоплательщиком в календарном году с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок), менее 100 млн руб. в 2012 г. и 80 млн руб. в 2013 г.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 26 декабря 2012 г. N 03-01-18/10-197

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение ОАО по вопросу применения "ст. 105.16" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает.

В соответствии с "п. 1 ст. 105.16" Кодекса налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в "ст. 105.14" Кодекса.

"Статьей 105.14" Кодекса установлены условия признания сделок контролируемыми. При этом сделки, предусмотренные "пп. 2" и "3 п. 1", "пп. 1" - "5 п. 2 указанной статьи", признаются контролируемыми в случае, если сумма доходов по таким сделкам в календарном году превышает значение соответствующего суммового критерия. Иные сделки признаются контролируемыми без учета особенностей.

Согласно "п. 9 ст. 105.14" Кодекса для целей указанной статьи сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленного "гл. 25" Кодекса.

По нашему мнению, для определения суммы доходов по сделкам за календарный год с целью признания сделок контролируемыми на основании соответствующего суммового критерия следует суммировать доходы за календарный год по сделкам с каждым лицом, являющимся контрагентом по таким сделкам. Соответственно, в общем случае факт превышения суммового критерия для признания сделок контролируемыми устанавливается по каждой совокупности сделок, совершаемых с каждым взаимозависимым лицом. При этом в указанной совокупности сделок учитываются все сделки, совершенные между контрагентами, независимо от суммы, в том числе не превысившие 100 млн руб.

Таким образом, в уведомлении о контролируемых сделках раскрывается информация обо все сделках, признаваемых контролируемыми в соответствии со "ст. 105.14" Кодекса (приравненных к ним).

Дополнительно отмечаем, что положения "ст. ст. 105.14" - "105.17" Кодекса применяются до 1 января 2014 г. с учетом особенностей, предусмотренных "ст. 4" Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" (далее - Закон N 227-ФЗ). Согласно "п. 7 указанной статьи" положения "ст. ст. 105.15" - "105.17" Кодекса до 1 января 2014 г. применяются в случаях, когда сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным налогоплательщиком в календарном году с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок), превышает соответственно в 2012 г. - 100 млн руб., в 2013 г. - 80 млн руб.

Таким образом, исходя из совокупности положений "Кодекса" и "Закона" N 227-ФЗ, в период 2012 - 2013 гг. в ситуациях, когда сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным налогоплательщиком в календарном году с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок), менее 100 млн руб. в 2012 г. и 80 млн руб. в 2013 г., сделка будет являться контролируемой, но в отношении нее не будут применяться положения в части представления уведомлений, подготовки документации налогоплательщиками и проведения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм и общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Р.А.СААКЯН

26.12.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).