Письмо Минфина России от 17.12.2012 N 03-05-05-02/122

К доле в праве собственности на земельный участок, занятый объектом, который не относится к жилищному фонду, применяется ставка, предусмотренная для прочих земельных участков.

Вопрос: В 1995 г. организация заключила договор аренды земли сроком на 49 лет, согласно которому приняла в долгосрочное пользование на условиях аренды долю в праве на земельный участок площадью 3700 кв. м, не имеющую физических границ, так как нежилое помещение, принадлежащее организации, входит в состав многоквартирного жилого дома, расположенного на данном участке. В течение всего периода действия вышеуказанного договора организация платит арендную плату за землю.

На данный момент решается вопрос об оформлении данного земельного участка в собственность. Согласно "п. 5 ст. 16" Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, с момента его формирования и проведения государственного кадастрового учета переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно "п. 3" Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 64 право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

С какого момента организация должна уплачивать земельный налог: с момента расторжения договора аренды или с момента оформления земельного участка в собственность?

Какая ставка земельного налога применяется в отношении данного земельного участка?

Является ли земельный участок самостоятельным объектом основных средств и подлежит ли налогообложению налогом на имущество организаций?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 17 декабря 2012 г. N 03-05-05-02/122

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение и сообщает, что "Положением" о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, не предусмотрено рассмотрение обращений организаций по практике применения нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации, по проведению экспертизы договоров и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Одновременно отмечаем: в соответствии с "п. 1 ст. 388" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со "ст. 389" Налогового кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным "пунктом ст. 388" Налогового кодекса.

Согласно "ст. 16" Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного "кодекса" Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

При этом обращаем внимание, что право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ("п. 3" Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 64).

Таким образом, если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, сформирован и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, то собственник нежилого помещения, находящегося в этом доме, признается в отношении такого земельного участка налогоплательщиком земельного налога.

На основании "п. 1 ст. 36" Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включающее земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.

Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения ("п. 1 ст. 37" Жилищного кодекса).

"Подпунктом 1 п. 1 ст. 394" Налогового кодекса определен перечень земельных участков, в отношении которых размер налоговой ставки для исчисления земельного налога не может превышать 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка.

К таким земельным участкам отнесены, в частности, земельные участки, занятые жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенные (предоставленные) для жилищного строительства.

Согласно "пп. 2 п. 1 ст. 394" Налогового кодекса в отношении прочих земельных участков налоговая ставка для исчисления земельного налога устанавливается в размере, не превышающем 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка.

Таким образом, к доле в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду, должна применяться ставка, предусмотренная для прочих земельных участков.

Также обращаем внимание, что в соответствии с "пп. 1 п. 4 ст. 374" Налогового кодекса земельные участки не признаются объектом налогообложения по налогу на имущество организаций.

Врио директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

17.12.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).