Письмо Минфина России от 14.12.2012 N 03-04-06/4-349

С 1 января 2012 г. выплаты работникам при увольнении, в том числе выходное пособие, не облагаются НДФЛ в сумме, не превышающей в целом трехкратного (для сотрудников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - шестикратного) размера среднего месячного заработка. Данное правило применяется ко всем сотрудникам независимо от основания увольнения.

Вопрос: В соответствии с "п. 3 ст. 217" НК РФ с 1 января 2012 г. не подлежат налогообложению НДФЛ компенсационные выплаты, установленные законодательством РФ, связанные с увольнением работников, в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка.

В случае прекращения трудового договора с работником на основании "п. 1 ч. 1 ст. 77" ТК РФ (соглашение сторон) организация заключает с работником дополнительное соглашение о расторжении трудового договора. В дополнительном соглашении предусматривается обязанность работодателя в день увольнения выплатить работнику выходное пособие в определенном размере.

Является ли данная компенсация, выплачиваемая уволенному работнику по соглашению сторон по основаниям и в размерах, которые прямо не предусмотрены "ст. 178" ТК РФ, компенсационной выплатой, связанной с увольнением работника?

Применяются ли к данным выплатам положения "п. 3 ст. 217" НК РФ?

Вправе ли организация осуществить возврат НДФЛ, исчисленного с суммы компенсации в размере трех среднемесячных зарплат, выплаченных при прекращении трудового договора по соглашению сторон, как с сумм выплат, не подлежащих обложению НДФЛ в соответствии с "п. 3 ст. 217" НК РФ?

Является ли возврат излишне удержанного НДФЛ правом либо обязанностью налогового агента?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 14 декабря 2012 г. N 03-04-06/4-349

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ОАО по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц сумм денежных средств, выплачиваемых сотрудникам организации при увольнении, и в соответствии со "ст. 34.2" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

С 1 января 2012 г. вступила в силу новая редакция "п. 3 ст. 217" Кодекса, в соответствии с которой освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц компенсационные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, связанные с увольнением работников, в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Таким образом, компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников, производимые с 1 января 2012 г., освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц на основании "п. 3 ст. 217" Кодекса в сумме, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка (шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях). Суммы превышения трехкратного размера (шестикратного размера) среднего месячного заработка подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

Указанные положения "п. 3 ст. 217" Кодекса применяются в отношении любых компенсационных выплат, производимых организацией при увольнении работников, независимо от основания, по которому производится увольнение.

"Пунктом 1 ст. 231" Кодекса предусмотрена обязанность налогового агента возвратить излишне удержанную им сумму налога на основании письменного заявления налогоплательщика.

Возврат налогоплательщику излишне удержанной суммы налога производится налоговым агентом за счет сумм этого налога, подлежащих перечислению в бюджетную систему Российской Федерации в счет предстоящих платежей как по указанному налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам, с доходов которых налоговый агент производит удержание налога, в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления налогоплательщика.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

14.12.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).