Письмо ФНС России от 13.12.2012 N ЕД-4-3/21262

Разъяснен порядок исполнения обязанностей агента по налогу на прибыль и НДФЛ в отношении доходов иностранных организаций и физлиц.

Вопрос: О порядке исполнения обязанностей налогового агента по налогу на прибыль организаций и НДФЛ при перечислении доходов иностранным организациям и физическим лицам соответственно, а также в случае возврата налоговому агенту выплаченной иностранным организациям и физическим лицам суммы дохода.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 13 декабря 2012 г. N ЕД-4-3/21262

Федеральная налоговая служба, рассмотрев письмо о порядке исполнения обязанностей налогового агента при перечислении доходов иностранным организациям и физическим лицам, сообщает следующее.

В соответствии со "ст. 246 гл. 25" "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются налогоплательщиками налога на прибыль в Российской Федерации.

Согласно "абз. 1 п. 1 ст. 310" НК РФ налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией, выплачивающей доход иностранной организации, при каждой выплате доходов, указанных в "п. 1 ст. 309" НК РФ.

Налоговый агент обязан перечислить соответствующую сумму налога в федеральный бюджет не позднее дня, следующего за днем выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации или иного получения доходов иностранной организацией ("абз. 2 п. 2" и "абз. 1 п. 4 ст. 287" НК РФ, а также "абз. 7 п. 1 ст. 310" НК РФ).

По итогам отчетного (налогового) периода налоговый агент в сроки, установленные для представления налоговых расчетов "ст. 289" НК РФ, представляет информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период в налоговый орган по месту своего нахождения ("п. 4 ст. 310" НК РФ).

"Форма" налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов утверждена Приказом МНС России от 14.04.2004 N САЭ-3-23/286@ (далее - Налоговый расчет (информация)).

При обнаружении налоговым агентом в поданном им в налоговый орган расчете факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению или завышению суммы налога, подлежащей перечислению, налоговый агент на основании "п. 6 ст. 81" НК РФ обязан внести необходимые изменения и представить в налоговый орган уточненный расчет в порядке, установленном данной статьей НК РФ.

Как следует из обращения, на практике возникают ситуации, когда выплачиваемая сумма дохода иностранной организации от источников в Российской Федерации по разным причинам (в том числе не зависящим от налогового агента), таким как устаревшие банковские и иные реквизиты получателя дохода, отсутствие получателя по указанному адресу и т.п., возвращается налоговому агенту.

Соответственно, в случае, если выплата дохода иностранной организации фактически произведена не была в связи с указанными выше различными обстоятельствами, а факт завышения налоговой базы был выявлен после представления в налоговый орган налогового расчета (информации) за отчетный налоговый период, в котором произошло первоначальное оформление выплаты дохода, налоговому агенту на основании "ст. 81" НК РФ следует представить в налоговый орган уточненный налоговый расчет (информацию).

В случае повторного перечисления суммы дохода иностранному акционеру российская организация исполняет обязанности налогового агента в общеустановленном порядке, применяя ту ставку налога, по отношению к которой на данный момент соблюдены все предусмотренные налоговым законодательством условия.

Вопрос с образовавшейся ранее переплатой налога решается в соответствии со "ст. 78" НК РФ путем зачета или возврата излишне уплаченных сумм.

В части налога на доходы физических лиц сообщаем следующее.

Согласно "п. 4 ст. 226" НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога на доходы физических лиц непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

В соответствии со "ст. 223" НК РФ датой фактического получения дохода в денежной форме является день его выплаты, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц.

При перечислении доходов нерезидентам переводами дата выплаты дохода определяется днем осуществления перевода.

Удержание исчисленной суммы налога производится налоговым агентом непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

При этом в соответствии с "п. 6 ст. 226" НК РФ налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения налогоплательщиком дохода или следующего за ним дня.

Таким образом, не позднее дня, следующего за днем осуществления перевода, налоговый агент должен перечислить в соответствующий бюджет удержанный налог с выплаченных сумм.

То обстоятельство, что выплаченные налогоплательщику-нерезиденту почтовым переводом доходы в дальнейшем вернулись на расчетный счет организации, не имеет значения для выполнения налоговым агентом обязанности по уплате налога на доходы физических лиц.

Советник государственной

гражданской службы

Российской Федерации

3 класса

Д.В.ЕГОРОВ

13.12.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).