Письмо Минфина России от 11.12.2012 N 03-03-06/1/647

Если в соответствии с гражданским законодательством результат интеллектуальной деятельности признается и охраняется при условии его госрегистрации, то затраты на НИОКР учитываются в прочих расходах начиная с даты такой регистрации.

Вопрос: Реализуя стратегию инновационного развития и внедрения в производственную деятельность новых технологий, ОАО осуществляет научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (далее - НИОКР). ОАО создает образцы нового изделия и новые технологии, с целью разработки и испытания которых изготавливаются опытно-промышленные и экспериментальные установки. Отдельные объекты по окончании НИОКР могут отвечать критериям основных средств и при наличии экономической целесообразности использоваться ОАО в производственной деятельности или сдаваться в аренду. Однако в течение выполнения НИОКР (в периодах осуществления расходов на НИОКР) о возможностях будущего использования объектов ничего не известно.

Согласно "п. 4 ст. 262" НК РФ налогоплательщик вправе включать расходы на НИОКР в состав прочих расходов в том отчетном (налоговом) периоде, в котором завершены такие исследования или разработки (отдельные этапы работ), если иное не предусмотрено данной статьей.

На основании "п. 7 ст. 262" НК РФ затраты, осуществленные в рамках НИОКР по перечню, установленному Правительством РФ, учитываются в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5.

В соответствии с "п. 9 ст. 262" НК РФ если в результате НИОКР налогоплательщик получает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, данные права признаются нематериальными активами, либо расходы на НИОКР учитываются в составе прочих расходов в течение двух лет. При этом суммы расходов на НИОКР, ранее включенные в состав прочих расходов, восстановлению и включению в первоначальную стоимость нематериального актива не подлежат.

В каком порядке должны учитываться расходы ОАО: в порядке, предусмотренном "п. п. 4" и "7 ст. 262" НК РФ, или в порядке, предусмотренном "п. 9 ст. 262" НК РФ?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 11 декабря 2012 г. N 03-03-06/1/647

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке учета для целей налогообложения прибыли организаций расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки и сообщает следующее.

Порядок учета расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (далее - НИОКР) установлен "ст. 262" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В соответствии с "п. 4 ст. 262" НК РФ расходы налогоплательщика на НИОКР, предусмотренные "пп. 1" - "5 п. 2 ст. 262" НК РФ, признаются для целей налогообложения независимо от результата соответствующих НИОКР в порядке, предусмотренном "ст. 262" НК РФ, после завершения этих исследований или разработок (отдельных этапов работ) и (или) подписания сторонами акта сдачи-приемки. Налогоплательщик вправе включать расходы на НИОКР в состав прочих расходов в том отчетном (налоговом) периоде, в котором завершены такие исследования или разработки (отдельные этапы работ), если иное не предусмотрено "ст. 262" НК РФ.

При этом согласно "п. 5 ст. 262" НК РФ расходы, непосредственно связанные с выполнением НИОКР, в части, превышающей 75 процентов суммы расходов на оплату труда, указанных в "пп. 2 п. 2 ст. 262" НК РФ, налогоплательщик вправе включать в состав прочих расходов в отчетном (налоговом) периоде, в котором завершены такие исследования или разработки (отдельные этапы работ). Указанные расходы также учитываются для целей налогообложения независимо от результата соответствующих НИОКР.

В соответствии с "п. 9 ст. 262" НК РФ, если в результате произведенных расходов на НИОКР налогоплательщик получает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные в "п. 3 ст. 257" НК РФ, данные права признаются нематериальными активами, которые подлежат амортизации в порядке, установленном гл. 25 НК РФ, либо по выбору налогоплательщика указанные расходы учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в течение двух лет. Избранный налогоплательщиком порядок учета указанных расходов отражается в учетной политике для целей налогообложения.

"Пунктом 3 ст. 257" НК РФ предусмотрено, что для признания нематериального актива необходимо наличие способности приносить налогоплательщику экономические выгоды (доход), а также наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого нематериального актива и (или) исключительного права у налогоплательщика на результаты интеллектуальной деятельности (в том числе патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака).

Стоимость нематериальных активов, созданных самой организацией, определяется как сумма фактических расходов на их создание, изготовление (в том числе материальных расходов, расходов на оплату труда, расходов на услуги сторонних организаций, патентные пошлины, связанные с получением патентов, свидетельств), за исключением сумм налогов, учитываемых в составе расходов в соответствии с НК РФ.

Согласно "ст. 1232" Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, предусмотренных ГК РФ, исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации признается и охраняется при условии государственной регистрации такого результата или такого средства.

Учитывая изложенное, в случаях, когда в соответствии с "ГК" РФ результат интеллектуальной деятельности признается и охраняется при условии его государственной регистрации, признание нематериального актива в налоговом учете или начало включения суммы расходов на НИОКР в состав прочих расходов в течение установленного срока осуществляется на дату государственной регистрации такого результата интеллектуальной деятельности.

При этом в соответствии с "п. 9 ст. 262" НК РФ суммы расходов на НИОКР, ранее включенные в состав прочих расходов в отчетных (налоговых) периодах, в которых были завершены соответствующие исследования или разработки (отдельные этапы работ) в соответствии с гл. 25 НК РФ, восстановлению и включению в первоначальную стоимость нематериального актива не подлежат.

Врио директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

11.12.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).