Письмо Минфина России от 10.12.2012 N 03-08-05

Разъяснен порядок налогообложения результатов деятельности, осуществляемой в России представительством компании - резидента Ирландии.

Вопрос: Компания, являющаяся резидентом Ирландии, для осуществления деятельности подготовительного и вспомогательного характера открыла на территории РФ аккредитованное представительство. Расходы представительства полностью финансируются компанией. Также компания планирует осуществлять через данное представительство предпринимательскую деятельность. Несколько активов и часть персонала представительства будут задействованы в оказании услуг в области гражданской авиации в рамках договоров, которые заключаются и исполняются головным офисом компании. Компания будет вести раздельный учет расходов на осуществление предпринимательской деятельности и расходов на осуществление деятельности подготовительного и вспомогательного характера.

В соответствии с утвержденным в компании порядком при исчислении налога на прибыль представительство будет учитывать расходы на осуществление предпринимательской деятельности. Согласно данному порядку прибыль представительства определяется как сумма расходов на осуществление через это представительство предпринимательской деятельности, увеличенная на среднюю статистическую норму прибыли организаций, осуществляющих аналогичную предпринимательскую деятельность в месте нахождения подразделения, за истекший предыдущий календарный год.

Согласно "ст. 7" Соглашения между Правительством РФ и Правительством Ирландии от 29.04.1994 "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы" в случае, когда лицо одного договаривающегося государства осуществляет предпринимательскую деятельность в другом договаривающемся государстве через находящееся там постоянное представительство, в каждом договаривающемся государстве к этому постоянному представительству относится прибыль, которую оно могло бы получить, если бы оно было обособленным и отдельным лицом, занятым такой же или аналогичной деятельностью при таких же или аналогичных условиях, и действовало совершенно независимо от лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность вышеуказанным образом.

Приведет ли к образованию постоянного представительства использование некоторых активов и части персонала представительства компании в оказании услуг в области гражданской авиации по договорам, заключаемым и исполняемым головным офисом компании, для целей налога на прибыль?

Может ли компания определять прибыль представительства в указанном порядке? Какие расходы учитываются при определении прибыли представительства?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 10 декабря 2012 г. N 03-08-05

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос относительно налогообложения представительства компании, являющейся резидентом Ирландии, осуществляющего деятельность на территории Российской Федерации, и сообщает следующее.

Понятие "постоянное представительство" приводится в "ст. 5" "Постоянное представительство" Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества (далее - Конвенция).

Кроме того, основные признаки "постоянного представительства" изложены в "ст. 306" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Таким образом, используя приведенный перечень видов деятельности, указанный в "ст. 5" Конвенции и "ст. 306" Кодекса, налогоплательщик должен самостоятельно определить наличие или отсутствие постоянного представительства применительно к конкретной ситуации.

В соответствии с "п. 1 ст. 307" Кодекса объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, признается доход, полученный иностранной организацией в результате осуществления деятельности на территории Российской Федерации через ее постоянное представительство, уменьшенный на величину произведенных этим постоянным представительством расходов, определяемых с учетом "ст. ст. 253" - "269" Кодекса.

Согласно "п. 1 ст. 252" Кодекса налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в "ст. 270" Кодекса). При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных в "ст. 265" Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

В связи с тем что деятельность компании, осуществляющей в Российской Федерации виды деятельности, как облагаемые, так и не облагаемые налогом на прибыль, должна вести раздельный учет по облагаемым и необлагаемым видам деятельности для целей исчисления налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии с порядком, установленным "гл. 25" Кодекса и закрепленным в учетной политике этой иностранной организации или ином аналогичном документе.

В соответствии со "ст. 313" Кодекса налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

Следовательно, распределяемые иностранной организации затраты исчисляются на основе принятой и закрепленной в соответствующих документах методики распределения расходов.

Согласно "п. 1 ст. 7" Конвенции прибыль предприятия Договаривающегося Государства облагается налогом только в этом Государстве, если только такое предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через находящееся там постоянное представительство. Если предприятие осуществляет предпринимательскую деятельность, то его прибыль может облагаться налогом в другом Государстве, но только в той части, которая относится к этому постоянному представительству.

В соответствии с "п. 3 ст. 7" Конвенции при определении прибыли постоянного представительства допускается вычет расходов, понесенных для целей постоянного представительства, включая разумное распределение управленческих и общеадминистративных расходов, понесенных для целей предприятия в целом как в Договаривающемся Государстве, где находится это постоянное представительство, или где бы то ни было.

"Пунктом 9 ст. 307" Кодекса предусмотрено, что если предпринимательская деятельность иностранной организации на территории Российской Федерации в соответствии с Кодексом или положениями международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения приводит к возникновению на территории Российской Федерации постоянного представительства, то определение доходов такого постоянного представительства, подлежащих налогообложению в Российской Федерации, производится с учетом выполняемых в Российской Федерации функций, используемых активов и принимаемых экономических (коммерческих) рисков.

Указанные обстоятельства принимаются во внимание при распределении доходов и расходов между иностранной организацией и ее постоянным представительством в Российской Федерации.

Таким образом, расходы управленческого и общеадминистративного характера иностранной организации могут быть учтены при формировании налоговой базы филиала указанной иностранной организации, находящегося в Российской Федерации, в той части, которая будет определена на основании функционального анализа (содержание которого устанавливается в соответствии со "ст. 105.5" "Сопоставимость коммерческих и (или) финансовых условий сделок и функциональный анализ" Кодекса).

Одновременно сообщаем, что направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Н.А.КОМОВА

10.12.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).