Письмо Минфина России от 07.12.2012 N 03-03-06/2/128

Способы определения в целях налога на прибыль расчетной цены ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке, а также условия применения организацией конкретных способов устанавливаются в учетной политике.

Вопрос: "Пунктом 2" Порядка определения расчетной цены ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, в целях 25 главы НК РФ, установленного Приказом ФСФР России от 09.11.2010 N 10-66/пз-н (далее - Порядок), предусмотрено, что расчетная цена необращающейся ценной бумаги может быть определена:

- как цена, рассчитанная исходя из существующих на рынке ценных бумаг цен этой ценной бумаги в соответствии с "п. 4" Порядка;

- как цена ценной бумаги, рассчитанная организацией по правилам, предусмотренным "п. п. 5" - "19" Порядка;

- как оценочная стоимость ценной бумаги, определенная оценщиком.

Способы определения расчетной цены необращающихся ценных бумаг и условия применения конкретных способов устанавливаются согласно "п. 20" Порядка налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения.

Банком в учетной политике для целей налогообложения для необращающихся акций кредитных организаций предусмотрен способ определения расчетной цены, указанный в "п. 7" Порядка:

"7. Расчетная цена необращающейся обыкновенной акции кредитной организации может определяться путем деления собственных средств (капитала) кредитной организации, рассчитанного в соответствии с "Методикой" определения собственных средств (капитала) кредитных организаций, утвержденной Центральным банком Российской Федерации от 10.02.2003 N 215-П (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.03.2003, регистрационный N 4269), уменьшенных на долю чистых активов, которая приходится на размещенные привилегированные акции общества, на общее количество размещенных обществом обыкновенных акций. Для определения расчетной цены акций используются последние раскрытые кредитной организацией на дату определения расчетной цены данные бухгалтерской отчетности или данные о собственных средствах (капитале) кредитной организации".

Однако указанное "Положение" о методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций разработано в соответствии с законодательством РФ для его применения кредитными организациями, являющимися российскими организациями (налоговыми резидентами РФ).

В учетной политике для целей налогообложения банк, в соответствии с "п. 19" Порядка, также предусмотрел, что расчетная цена ценной бумаги (в том числе и необращающихся акций кредитных организаций) может определяться банком как оценочная стоимость такой ценной бумаги, указанная оценщиком в отчете об оценке ценной бумаги, в случае, если применение способов определения расчетных цен, установленных "Порядком" и учетной политикой, не предоставляет возможности дать объективную оценку текущей рыночной стоимости ценной бумаги.

Банк полагает, что расчетная цена акций иностранных кредитных организаций может быть определена банком для целей исчисления налога на прибыль как оценочная стоимость такой ценной бумаги, указанная оценщиком в отчете об оценке ценной бумаги.

Правомерна ли позиция банка?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 7 декабря 2012 г. N 03-03-06/2/128

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения и сообщает следующее.

В соответствии с "п. 6 ст. 280" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) по ценным бумагам, не обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, фактическая цена сделки принимается для целей налогообложения, если эта цена находится в интервале между минимальной и максимальной ценами, определенными исходя из расчетной цены ценной бумаги и предельного отклонения цен, если иное не установлено "п. 6 ст. 280" НК РФ.

"Порядок" определения расчетной цены ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, устанавливается в целях гл. 25 НК РФ федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Согласно "п. 2" Порядка определения расчетной цены ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, в целях 25 главы НК РФ, утвержденного Приказом ФСФР России от 09.11.2010 N 10-66/пз-н, расчетная цена необращающейся ценной бумаги может быть определена:

- как цена, рассчитанная исходя из существующих на рынке ценных бумаг цен этой ценной бумаги в соответствии с "п. 4" данного Порядка;

- как цена ценной бумаги, рассчитанная организацией по правилам, предусмотренным "п. п. 5" - "19" вышеуказанного Порядка;

- как оценочная стоимость ценной бумаги, определенная оценщиком.

Согласно "ст. 313" НК РФ порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

"Пунктами 19" и "20" вышеуказанного Порядка установлено, что расчетная цена ценной бумаги также может определяться как оценочная стоимость такой ценной бумаги, указанная оценщиком в отчете об оценке ценной бумаги.

Способы определения налогоплательщиком расчетной цены необращающихся ценных бумаг, установленные данным Порядком, условия применения налогоплательщиком конкретных способов устанавливаются налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения.

Таким образом, в случае реализации не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг определить их расчетную цену организация может с помощью отчета оценщика.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

07.12.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).