Письмо Минфина России от 05.12.2012 N 03-01-18/9-187

Разъяснен порядок признания лиц взаимозависимыми в соответствии со ст. 105.1 НК РФ.

Вопрос: О порядке признания взаимозависимости лиц в соответствии со "ст. 105.1" НК РФ.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 5 декабря 2012 г. N 03-01-18/9-187

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение ЗАО по вопросу применения "ст. 105.1" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает.

Критерии взаимозависимости лиц установлены "ст. 105.1" Кодекса.

"Пунктом 1 ст. 105.1" Кодекса предусмотрено, что, если особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц, указанные лица признаются взаимозависимыми для целей налогообложения (далее - взаимозависимые лица).

Для признания взаимной зависимости лиц учитывается влияние, которое может оказываться в силу участия одного лица в капитале других лиц в соответствии с заключенным между ними соглашением либо при наличии иной возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами. При этом такое влияние учитывается независимо от того, может ли оно оказываться одним лицом непосредственно и самостоятельно или совместно с его взаимозависимыми лицами, признаваемыми таковыми в соответствии со "ст. 105.1" Кодекса.

С учетом "п. 1 ст. 105.1" Кодекса взаимозависимыми признаются лица, перечисленные в "п. 2 указанной статьи". Признание организации и ее сотрудников взаимозависимыми лицами "п. 2 ст. 105.1" Кодекса не предусмотрено (за исключением ситуаций, когда сотрудник: прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов ("пп. 2 п. 2 ст. 105.1" Кодекса); имеет полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации ("пп. 4 п. 2 ст. 105.1" Кодекса); осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа организации ("пп. 7 п. 2 ст. 105.1" Кодекса)).

При этом обращаем внимание, что в соответствии с "п. 6 ст. 105.1" Кодекса при наличии обстоятельств, указанных в "п. 1 ст. 105.1" Кодекса, организации и (или) физические лица, являющиеся сторонами сделки, вправе самостоятельно признать себя для целей налогообложения взаимозависимыми лицами по основаниям, не предусмотренным "п. 2 указанной статьи".

К таким обстоятельствам в соответствии с "п. 1 ст. 105.1" Кодекса относятся особенности отношений между лицами, если они могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц, а также наличие иной возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами.

Кроме того, "п. 7 ст. 105.1" Кодекса предусмотрено, что суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным "п. 2 указанной статьи", если отношения между этими лицами обладают признаками, указанными в "п. 1 ст. 105.1" Кодекса.

Также отмечаем, что в случае если в сделках между взаимозависимыми лицами создаются или устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых в соответствии с "разд. V.1" Кодекса сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица.

Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм и общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И.В.ТРУНИН

05.12.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).