Письмо Минфина России от 05.12.2012 N 03-04-06/4-342

Банк - налоговый агент вправе вернуть физлицу излишне удержанную сумму НДФЛ по операциям с ценными бумагами за счет предстоящих платежей по этому налогу, которые подлежат перечислению в бюджет с доходов иных налогоплательщиков, независимо от видов их доходов и налоговых ставок, применяемых к таким доходам.

Вопрос: В 2011 г. банк - налоговый агент удерживал и перечислял НДФЛ по результатам сделок с ценными бумагами клиентов-физлиц.

По итогам 2011 г. в соответствии с произведенными расчетами у клиентов образовались убытки от операций с ценными бумагами, т.е. у них был излишне удержан НДФЛ.

При выплате доходов банк рассчитывает финансовый результат в соответствии со "ст. 214.1" НК РФ. Суммы удержанного НДФЛ перечисляются в бюджет не позднее одного месяца с даты выплаты денежных средств.

При выплате доходов работникам банк удерживает НДФЛ с доходов и согласно "п. 6 ст. 226" НК РФ перечисляет суммы удержанного НДФЛ не позднее дня даты перечисления дохода на счета налогоплательщиков.

Вправе ли банк осуществлять возврат излишне удержанной суммы НДФЛ по операциям с ценными бумагами за счет сумм НДФЛ, подлежащих перечислению в бюджет в счет предстоящих платежей по иным налогоплательщикам, а именно:

- в части НДФЛ, исчисленного с доходов в виде зарплаты и других выплат работникам банка;

- в части НДФЛ, исчисленного с дивидендов, выплачиваемых акционерам-физлицам?

Если вправе, то какие документы необходимо оформить банку?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 5 декабря 2012 г. N 03-04-06/4-342

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу возврата излишне удержанных сумм налога на доходы физических лиц и в соответствии со "ст. 34.2" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

Из письма следует, что в 2011 г. банк удерживал в установленном порядке налог на доходы физических лиц по операциям клиентов с ценными бумагами. При этом по итогам 2011 г. по данным операциям клиенты получили убытки, в результате чего у налогоплательщиков возникли суммы излишне удержанного налога.

В соответствии с "п. 1 ст. 231" Кодекса излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумма налога подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика.

Возврат налогоплательщику излишне удержанной суммы налога производится налоговым агентом за счет сумм этого налога, подлежащих перечислению в бюджетную систему Российской Федерации в счет предстоящих платежей как по указанному налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам, с доходов которых налоговый агент производит удержание такого налога, в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления налогоплательщика.

Из вышеизложенного следует, что банк - налоговый агент вправе осуществить возврат налогоплательщику сумм излишне удержанного налога по доходам от операций с ценными бумагами за счет предстоящих платежей по этому налогу, причитающихся к перечислению в бюджет по иным налогоплательщикам, независимо от вида дохода, выплачиваемого этим иным налогоплательщикам, и независимо от ставки налога на доходы физических лиц, применяемой к соответствующим видам доходов.

Одновременно налоговому агенту следует внести соответствующие записи в регистры налогового учета по каждому из налогоплательщиков, в счет налоговых платежей которых будет осуществлен возврат сумм излишне удержанного налога другому налогоплательщику, а также соответствующим образом должны быть скорректированы сведения, представляемые в налоговый орган по "форме 2-НДФЛ".

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

05.12.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).