Письмо Минфина России от 27.08.2012 N 03-05-05-02/87

Разъяснен порядок применения повышающих коэффициентов при исчислении земельного налога.

Вопрос: ООО приобрело в 2003 г. земельный участок, категория земель - земли населенных пунктов.

В 2006 г. земельный участок был переведен в категорию земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для многофункционального жилого комплекса и иных объектов культурно-социального назначения.

В 2007 г. в результате межевания земельного участка были образованы несколько земельных участков с аналогичными категорией и видом разрешенного использования. Также в 2007 г. ООО выступило фактически инвестором и совместно с владельцем соседнего участка привлекло проектную организацию в целях подготовки проекта перекладки в границах принадлежащих им земельных участков газопровода, сведений о котором в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нет, в связи с чем газопровод отсутствует как объект недвижимости. Указанный газопровод ООО не принадлежит.

В 2010 г. после реорганизации в форме выделения ООО передало участки вновь образованным организациям, один из участков остался у ООО.

Договор о подготовке проектной документации на возведение многофункционального жилого комплекса отсутствует.

Необходимо ли было ООО применять повышающий коэффициент при уплате земельного налога в период с изменения категории земель в 2006 г. до межевания земельного участка?

Применяется ли к ООО повышающий коэффициент после межевания земельного участка?

Применяется ли повышающий коэффициент к организациям, образованным путем реорганизации ООО в форме выделения?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 27 августа 2012 г. N 03-05-05-02/87

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о применении повышающих коэффициентов при исчислении земельного налога в отношении земельных участков, на которых осуществляется жилищное строительство, и сообщает следующее.

Согласно "п. 1 ст. 388" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со "ст. 389" Налогового кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным "пунктом ст. 388" Налогового кодекса.

В соответствии с "п. 1 ст. 131" Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

"Пунктом 2 ст. 8" Гражданского кодекса установлено, что права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

На основании "п. 15 ст. 396" Налогового кодекса (в редакции, действовавшей до 01.01.2008) в отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока проектирования и строительства вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

В отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода проектирования и строительства, превышающего трехлетний срок, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

При этом "п. 3 ст. 8" Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 141-ФЗ) установлено, что действие "п. 15 ст. 396" Налогового кодекса распространяется на правоотношения по налогообложению земельных участков, приобретенных в собственность физическими или юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства после вступления в силу Федерального "закона" N 141-ФЗ.

Федеральный "закон" N 141-ФЗ вступил в силу с 1 января 2005 г.

Учитывая изложенное, повышающие коэффициенты в отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами для жилищного строительства, применяются при исчислении земельного налога в отношении земельных участков, которые были приобретены и права собственности на которые зарегистрированы после 1 января 2005 г.

Одновременно отмечаем, что Федеральным "законом" от 24.07.2007 N 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в "п. 15 ст. 396" Налогового кодекса, согласно которым применение повышающих коэффициентов при исчислении земельного налога в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, осуществляется начиная с даты государственной регистрации прав на эти земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

Данные изменения вступили в силу с 1 января 2008 г.

В этой связи обращаем внимание, что положения "п. 15 ст. 396" Налогового кодекса о том, что повышающие коэффициенты применяются начиная с даты государственной регистрации прав на земельный участок, применяются при исчислении земельного налога (авансовых платежей по налогу) в отношении земельных участков, которые приобретены (предоставлены) и права собственности на которые зарегистрированы только после 1 января 2008 г.

Кроме того, следует иметь в виду, что положения "п. 15 ст. 396" Налогового кодекса (в редакции, действовавшей до 01.01.2008) о применении повышающих коэффициентов с учетом сроков проектирования и строительства применяются при исчислении земельного налога (авансовых платежей по налогу) в отношении земельных участков, которые приобретены и права собственности на которые зарегистрированы в 2005 - 2007 гг.

Также отмечаем, что согласно "ст. 57" Гражданского кодекса реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом ("п. 4 ст. 58" Гражданского кодекса).

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

27.08.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).