Письмо Минфина России от 24.08.2012 N 03-03-06/4/87

Расходы организации, связанные с передачей имущества в качестве оказания помощи при стихийных бедствиях и чрезвычайных ситуациях, не учитываются в целях налога на прибыль независимо от того, кому передается указанное имущество - сотрудникам или иным лицам.

Вопрос: В результате стихийного бедствия погибло и пострадало большое количество людей, в том числе и работники ФГУП.

ФГУП оказало работникам помощь, передав предметы первой необходимости: подушки, одеяла, постельное белье, носки, детские вещи, сапоги резиновые, питьевую воду, крупы, макаронные изделия, мыло, порошок для стирки и др. Указанные расходы подтверждаются письменным заключением соответствующих уполномоченных органов о факте возникновения стихийного бедствия, распоряжением об оказании помощи работникам, а также документом, подтверждающим фактическое получение передаваемого имущества.

ФГУП как работодатель заинтересовано в нормальном физическом и моральном состоянии своих работников в целях надлежащего исполнения ими своих трудовых функций.

Каков порядок учета расходов, связанных с передачей работникам и иным лицам имущества в качестве оказания помощи при стихийных бедствиях и чрезвычайных ситуациях, для целей налога на прибыль?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 24 августа 2012 г. N 03-03-06/4/87

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета расходов, связанных с передачей сотрудникам и иным лицам имущества в качестве оказания помощи при стихийных бедствиях и чрезвычайных ситуациях, и сообщает следующее.

Согласно "п. 1 ст. 252" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в "ст. 270" Кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных "ст. 265" Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

"Статьей 255" Кодекса установлено, что в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Следовательно, в целях "гл. 25" Кодекса к расходам на оплату труда относятся любые виды расходов, соответствующие требованиям "ст. 252" Кодекса, произведенные в пользу работника, в случае если они предусмотрены трудовым договором и (или) коллективным договором, за исключением расходов, указанных в "ст. 270" Кодекса.

"Пунктом 23 ст. 270" Кодекса определено, что в целях налогообложения прибыли не учитываются расходы в виде сумм материальной помощи работникам.

В соответствии с позицией, содержащейся в "Постановлении" Президиума ВАС РФ от 30.11.2010 N 4350/10, к материальной помощи, не учитываемой согласно "п. 23 ст. 270" Кодекса в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, относятся выплаты, которые не связаны с выполнением получателем трудовой функции и направлены на удовлетворение его социальных потребностей, обусловленных возникновением трудной жизненной ситуации или наступлением определенного события. К таким событиям, в частности, могут быть отнесены причинение вреда в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством, смерть члена семьи, рождение или усыновление ребенка, тяжелое заболевание и т.п.

Согласно "п. 16 ст. 270" Кодекса при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходы, связанные с такой передачей, если иное не предусмотрено гл. 25 Кодекса.

Таким образом, расходы организации, связанные с передачей имущества в качестве оказания помощи при стихийных бедствиях и чрезвычайных ситуациях как сотрудникам, так и лицам, не являющимся сотрудниками, не учитываются для целей налогообложения прибыли организаций.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

24.08.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).