Письмо Минфина России от 24.08.2012 N 03-11-06/2/114

Плата собственников жилых помещений за коммунальные услуги, поступающая на счет управляющей организации, учитывается в доходах этой компании при определении базы по налогу, уплачиваемому в рамках УСН.

Вопрос: В соответствии с "Письмом" Минфина России от 29.05.2007 N 03-11-04/2/143 денежные суммы, в том числе суммы платежей за коммунальные услуги, которые управляющая компания, применяющая УСН, передает поставщикам данных услуг, не являются доходами указанной организации-агента.

Управляющая организация, применяющая УСН, фактически является агентом собственников жилых помещений во взаимоотношениях с ресурсоснабжающими организациями. Однако в договорах на управление нет прямого указания на то, что управляющая организация в части предоставления коммунальных услуг выступает в качестве агента.

Налоговые органы считают, что в состав дохода включаются суммы, перечисленные управляющей организацией ресурсоснабжающим организациям за поставленные энергоресурсы, при отсутствии в договоре управления прямого указания на агентирование.

Учитывается ли в указанном случае при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, плата собственников жилых помещений за коммунальные услуги, поступающие на счет управляющей организации?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 24 августа 2012 г. N 03-11-06/2/114

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения упрощенной системы налогообложения управляющей организацией и сообщает следующее.

Согласно "ст. 346.15" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при применении организацией упрощенной системы налогообложения в составе доходов учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со "ст. ст. 249" и "250" Кодекса. Доходы, предусмотренные "ст. 251" Кодекса, в составе доходов не учитываются.

В соответствии со "ст. 249" Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Таким образом, плата собственников жилых помещений за коммунальные услуги, поступающие на счет управляющей организации, является выручкой от реализации работ (услуг) и, соответственно, должна учитываться в составе доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

В случае заключения управляющей организацией агентских договоров на поставку электроэнергии следует иметь в виду, что согласно "пп. 9 п. 1 ст. 251" Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

На основании "п. 1 ст. 1005" Гражданского кодекса Российской Федерации по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

"Статьей 1011" Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если агент действует от своего имени, но за счет принципала, то к отношениям, вытекающим из агентского договора, применяются правила, предусмотренные "гл. 51" "Комиссия" Гражданского кодекса Российской Федерации, если эти правила не противоречат положениям "гл. 52" "Агентирование" Гражданского кодекса Российской Федерации или существу агентского договора.

Учитывая вышеизложенное, предметом агентского договора являются любые взаимоотношения агента с третьими лицами в интересах принципала, в том числе выполнение функций комиссионера.

Согласно положениям "п. 6" Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2004 N 85 сделка, совершенная до заключения договора комиссии, не может быть признана заключенной во исполнение поручения комитента.

В связи с этим при агентском договоре сделка с третьими лицами агентом, выступающим от своего имени, но за счет принципала, должна быть совершена после заключения агентского договора и только в интересах принципала. При соблюдении вышеуказанных условий по сделке с третьими лицами у агента, применяющего упрощенную систему налогообложения, в составе доходов при определении объекта налогообложения учитывается только агентское вознаграждение.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

24.08.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).