Письмо Минфина России от 17.08.2012 N 03-03-06/4/85

Целевыми поступлениями, которые не учитываются при исчислении базы по налогу на прибыль, могут признаваться средства, перечисляемые некоммерческим организациям в соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ.

Вопрос: В результате стихийного бедствия пострадало большое количество людей, в том числе и работники организаций - членов некоммерческого партнерства. Советом партнерства принято решение об оказании им целевой единовременной помощи в следующем порядке: денежные средства были перечислены на расчетный счет организации, работники которой пострадали от наводнения, при этом в назначении платежа указывалось: "Целевой безвозмездный платеж для оказания материальной помощи пострадавшим в результате наводнения". Организация-получатель самостоятельно определяла списки и размер выплат своим работникам и представила отчет об использовании полученных средств. Целевое назначение полученных средств было соблюдено и подтверждено документально.

Согласно "п. 2 ст. 251" НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления. В сложившейся арбитражной практике судебными инстанциями неоднократно приводился вывод о том, что коммерческие организации могут являться получателями целевого финансирования (например, "Постановление" ФАС Северо-Кавказского округа от 19.07.2011 по делу N А53-20285/2010).

Имеет ли право коммерческая организация, получившая данные средства целевого финансирования и использовавшая их по назначению, в соответствии с положениями "п. 2 ст. 251" НК РФ не учитывать их при определении налоговой базы по налогу на прибыль?

На основании "п. 8 ст. 217" НК РФ не облагаются НДФЛ суммы единовременных выплат (в том числе в виде материальной помощи), осуществляемых в связи со стихийным бедствием.

Какими документами физическое лицо должно подтвердить то, что ущерб был причинен именно в результате стихийного бедствия, в целях освобождения сумм выплат от налогообложения НДФЛ?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 17 августа 2012 г. N 03-03-06/4/85

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.

Согласно "п. 2 ст. 251" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

Таким образом, на основании "п. 2 ст. 251" НК РФ целевыми поступлениями могут быть признаны средства, перечисляемые некоммерческим организациями, в случаях, предусмотренных указанным "пунктом ст. 251" НК РФ.

В соответствии с "абз. 2 п. 8 ст. 217" НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц суммы единовременных выплат (в том числе в виде материальной помощи), осуществляемых, в частности, налогоплательщикам в связи со стихийным бедствием или с другим чрезвычайным обстоятельством.

С 1 января 2012 г. для целей применения "абз. 2 п. 8 ст. 217" НК РФ факт и размер причинения материального ущерба для целей освобождения от налогообложения значения не имеет.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

17.08.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).