Письмо Минфина России от 17.08.2012 N 03-01-18/6-106

Факт прямого или косвенного участия Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований в российских организациях не является основанием для признания таких юрлиц взаимозависимыми.

Спор, возникший между сторонами сделки по поводу признания самих себя взаимозависимыми, может быть решен в суде. При этом с иском могут обратиться как стороны сделки, так и налоговые органы.

Вопрос: О порядке признания лиц взаимозависимыми в соответствии со "ст. 105.1" НК РФ; о порядке прекращения действия соглашения о ценообразовании; об использовании показателей операционной рентабельности при применении метода сопоставимой рентабельности; о порядке использования информации при проведении налогового контроля в связи с совершением сделок, сторонами которых являются взаимозависимые лица; об использовании метода сопоставимых рыночных цен для определения соответствия цены, примененной в контролируемой сделке, рыночной цене; о порядке признания товаров однородными.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 17 августа 2012 г. N 03-01-18/6-106

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу применения отдельных положений "разд. V.1" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает.

1. В соответствии с "п. 5 ст. 105.1" Кодекса прямое и (или) косвенное участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в российских организациях само по себе не является основанием для признания таких организаций взаимозависимыми.

Указанные в данном "пункте" организации могут быть признаны взаимозависимыми по иным основаниям, предусмотренным "ст. 105.1" Кодекса.

Таким образом, перечисленные в "п. 5 ст. 105.1" Кодекса лица могут быть признаны взаимозависимыми исключительно при наличии иных оснований, предусмотренных указанной статьей.

2. Согласно "п. 6 ст. 105.1" Кодекса при наличии обстоятельств, указанных в "п. 1 данной статьи", организации и (или) физические лица, являющиеся сторонами сделки, вправе самостоятельно признать себя для целей налогообложения взаимозависимыми лицами по основаниям, не предусмотренным "п. 2 данной статьи".

В случае наличия спора между организациями и (или) физическими лицами, являющимися сторонами сделки, по поводу признания себя взаимозависимыми лицами, по мнению Департамента, такой спор может быть разрешен в судебном порядке.

В соответствии с "п. 7 ст. 105.1" Кодекса суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным "п. 2 данной статьи", если отношения между этими лицами обладают признаками, указанными в "п. 1 данной статьи".

При этом полагаем, что обратиться в суд с иском о признании лиц взаимозависимыми могут как лица, являющиеся сторонами сделки, так и налоговые органы.

3. Досрочное прекращение действия соглашения о ценообразовании для целей налогообложения (далее - соглашение о ценообразовании) осуществляется в порядке, предусмотренном "ст. 105.24" Кодекса.

Согласно "п. 2 вышеуказанной статьи" действие соглашения о ценообразовании прекращается досрочно по решению руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, при нарушении налогоплательщиком соглашения о ценообразовании в течение срока его действия, повлекшем за собой неполную уплату налогов и выявленном в ходе проведения проверки в порядке, предусмотренном "гл. 14.5" Кодекса.

Соглашение о ценообразовании также может быть расторгнуто досрочно по соглашению сторон или по решению суда.

4. При использовании метода сопоставимой рентабельности могут использоваться показатели операционной рентабельности, указанные в "п. 3 ст. 105.12" Кодекса и определяемые в соответствии с "п. 1 ст. 105.8" Кодекса. Данные показатели используются с учетом особенностей, предусмотренных "п. 5 ст. 105.12" Кодекса.

5. При проведении налогового контроля в связи с совершением сделок, сторонами которых являются взаимозависимые лица (в том числе при сопоставлении коммерческих и (или) финансовых условий анализируемой сделки с коммерческими и (или) финансовыми условиями сопоставимых сделок), федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, использует информацию, предусмотренную "п. 1 ст. 105.6" Кодекса.

При отсутствии (недостаточности) информации, указанной в "п. 1 ст. 105.6" Кодекса, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, использует информацию, предусмотренную "п. 2 указанной статьи".

В рассматриваемом случае представляется возможным использовать сведения, полученные из бухгалтерской и статистической отчетности организаций, опубликованные в общедоступных российских или иностранных изданиях и (или) содержащиеся в общедоступных информационных системах.

6. Согласно "ст. 105.7" Кодекса метод сопоставимых рыночных цен используется для определения соответствия цены, примененной в контролируемой сделке, рыночной цене в порядке, установленном "ст. 105.9" Кодекса, при наличии на соответствующем рынке товаров (работ, услуг) хотя бы одной сопоставимой сделки, предметом которой являются идентичные (при их отсутствии - однородные) товары (работы, услуги), а также при наличии достаточной информации о такой сделке.

При этом для применения метода сопоставимых рыночных цен в целях определения соответствия цены, примененной налогоплательщиком в контролируемой сделке, в качестве сопоставляемой сделки возможно использование сделки, совершенной указанным налогоплательщиком с лицами, не являющимися взаимозависимыми с указанным налогоплательщиком, при условии, что такая сделка является сопоставимой с анализируемой сделкой.

7. Признание для целей Кодекса товаров однородными осуществляется в соответствии с "п. 7 ст. 38" Кодекса.

Одновременно сообщается, что согласно "п. 9.20" Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 23.03.2005 N 45н, в Минфине России не рассматриваются вопросы, относящиеся к правоприменительной практике.

Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И.В.ТРУНИН

17.08.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).