Письмо Минфина России от 17.08.2012 N 03-07-13/01-44

В целях НДС местами реализации оказываемых белорусскими и казахстанскими лицами услуг по обслуживанию посетителей в аэропортах Минска, Алматы и Астаны (в том числе в VIP-залах) признаются территории соответственно Белоруссии и Казахстана.

Вопрос: О применении НДС в отношении услуг по обслуживанию посетителей в зале VIP (зале официальных делегаций) в аэропортах г. г. Минска, Алматы и Астаны, оказываемых Евразийской экономической комиссии, действующей на основании "Договора" о Евразийской экономической комиссии от 18.11.2011, расположенной на территории РФ.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 17 августа 2012 г. N 03-07-13/01-44

В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость в отношении услуг по обслуживанию посетителей в зале VIP (зале официальных делегаций) в аэропортах г. г. Минска, Алматы и г. Астаны, оказываемых Евразийской экономической комиссии, действующей на основании "Договора" о Евразийской экономической комиссии от 18.11.2011, расположенной на территории Российской Федерации, сообщаем.

Как следует из письма, указанные услуги предлагается считать услугами, связанными с недвижимым имуществом, поскольку обслуживание посетителей в зале VIP осуществляется на территории аэропорта. На этом основании Евразийская экономическая комиссия не является налоговым агентом для целей налога на добавленную стоимость в Российской Федерации.

В связи с этим обращаем внимание на следующее.

Порядок применения налога на добавленную стоимость в отношении работ (услуг), выполняемых (оказываемых) по договорам, заключенным между хозяйствующими субъектами государств - членов Таможенного союза, определяется в соответствии с "Протоколом" о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 11.12.2009 (далее - Протокол).

В связи с тем что перечень работ (услуг), относящихся к работам (услугам), связанным с недвижимым имуществом, "Протоколом" не определен, при решении вопроса об отнесении работ (услуг) к работам (услугам), связанным с недвижимым имуществом (в рассматриваемом случае - связанным с пребыванием в зале VIP аэропорта), российским налогоплательщикам следует руководствоваться положениями "гл. 21" "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Так, в соответствии с "пп. 1 п. 1" и "пп. 1 п. 1.1 ст. 148" Кодекса в отношении определения места реализации работ (услуг), связанных с недвижимым имуществом, к таким работам (услугам) относятся строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные и другие подобные работы (услуги). Поэтому в отношении услуг по обслуживанию посетителей в аэропортах, в том числе в залах VIP, определять место реализации данных услуг следует не по "пп. 1 п. 1 ст. 3" Протокола, а по "пп. 5 п. 1 ст. 3" Протокола.

Так, в соответствии с указанным "пп. 5" местом реализации работ (услуг) признается территория государства - члена Таможенного союза, налогоплательщиком которого выполняются работы (оказываются услуги), за исключением работ (услуг), предусмотренных "пп. 1" - "4 п. 1 ст. 3" Протокола. Поскольку в указанных "пп. 1" - "4" услуги по обслуживанию посетителей в аэропортах, в том числе в зале VIP, не поименованы, местом реализации таких услуг, оказываемых белорусскими и казахстанскими хозяйствующими субъектами, признаются соответственно территория Республики Беларусь и территория Республики Казахстан.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И.В.ТРУНИН

17.08.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).